По словам участников рынка, тренд связан с падением покупательского спроса и повышением кредитной ставки, из-за чего ритейлеры и банки активнее продают дополнительные услуги. Граждане также чаще оформляют страховки на технику ушедших брендов из-за отсутствия авторизированных сервисных центров, проблемы с гарантией и опасений кражи, отмечают эксперты.
Количество проданных дополнительных сервисных и страховых программ в магазинах Inventive Retail Group (restore, Samsung, Xiaomi) увеличилось на 10% по итогам трех кварталов 2023 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, рассказали «Ъ» в компании. «В прошлом году пик покупки таких программ пришелся на четвертый квартал. Сейчас мы видим равномерный спрос по кварталам и ожидаем рост по итогам года», — уточнила PR-директор Inventive Retail Group Людмила Семушина.
В сети «М. Видео-Эльдорадо» также выросло число оформленных страховок на электронику. По данным ритейлера, за неполные девять месяцев продаж оно увеличилось на 12% год к году:
В МТС за неполный год количество оформленных заявок на страхование гаджетов увеличилось на 22% год к году, уточнили в сети. «Чаще всего страхуют смартфоны. Например, самый высокий прирост отмечаем в ценовом сегменте от 110 тыс. до 140 тыс. руб., количество страховых заявок таких устройств увеличилось на 414%», — сообщили там. Стоимость страхования по комплексному обслуживанию составляет около 10−18% от стоимости гаджета и включает продление заводской гарантии на дополнительный год, замену дисплея, а также риски при пожаре, краже, воздействии электротока, механических повреждений в результате ДТП, стихийных бедствий и др., уточнили в компании.
Один из топ-менеджеров крупной сети магазинов электроники сообщил «Ъ», что продажи дополнительных услуг растут из-за низкого спроса на электронику со стороны покупателей. Это вынуждает ритейлеров активнее продавать дополнительные услуги. «Также из-за повышения кредитной ставки и уменьшения количества оформленных кредитов сами банки заинтересованы в оформлении страховок», — добавил он, объясняя, что ранее в основном страховали ту электронику, которая приобреталась в кредит или рассрочку.
Также в России растет спрос на услуги частных мастеров по ремонту бытовой техники и электроники (см. «Ъ» от 22 сентября). Эксперты предполагают, что таким образом граждане пытаются продлить срок жизни электроники известных брендов.
Также, по его словам, покупатели чаще оформляют страховку на технику новых китайских и турецких брендов — «потребитель пока не привык к новым именам на рынке, поэтому из-за недоверия к качеству техники россияне предпочитают подстраховаться».
Рост спроса на страховки связан и с отсутствием авторизированных сервис-центров ушедших вендоров, считает гендиректор TelecomDaily Денис Кусков. «Потребители опасаются как некачественного ремонта дорогих гаджетов, так и возросших рисков воровства, поэтому оформление дополнительных страховок выглядит логичным», — говорит он. Эксперт полагает, что спрос на оформление страховок продолжит расти в основном в отношении ушедших брендов.