Ученые раскрыли тайну «Моны Лизы»: как был создан легендарный шедевр

Используя рентгеновские лучи, чтобы изучить химическую структуру крошечной частички знаменитого произведения искусства, ученые получили новое представление о методах, которые Леонардо да Винчи использовал.

Новое исследование предполагает, что образованный и изобретательный итальянский мастер эпохи Возрождения находился в особенно «экспериментальном» настроении, когда приступил к работе над «Моной Лизой» в начале XVI века, пишет Phys.org. 

Рецепт масляной краски, которую да Винчи использовал в качестве основного слоя для изготовления панели из тополя, похоже, имела собственную отличительную химическую подпись, обнаружила группа ученых и искусствоведов из Франции и Великобритании. 

В частности, исследователи обнаружили редкое соединение, плюмбонакрит, в первом слое краски. Ученые изучили его атомную структуру, используя рентгеновские лучи в синхротроне — большой машине, которая ускоряет частицы почти до скорости света. Это позволило им разгадать химический состав пятнышка. 

Анализируемый фрагмент краски базового слоя «Моны Лизы» был едва виден невооруженным глазом, размером не больше человеческого волоса, и находился в верхнем правом крае картины.

 При создании «Моны Лизы» да Винчи использовал особую краску.
При создании «Моны Лизы» да Винчи использовал особую краску.Источник: Unsplash

Это открытие впервые подтвердило то, о чем искусствоведы ранее только предполагали. Леонардо да Винчи использовал порошок оксида свинца, чтобы загустить и помочь высохнуть краске, когда начал работать над знаменитым портретом. Плюмбонакрит является побочным продуктом оксида свинца.

Видимо, да Винчи растворил порошок оксида свинца оранжевого цвета в льняном или ореховом масле, нагревая смесь, чтобы получилась более густая и быстросохнущая паста, напоминающая мед. 

После Леонардо голландский мастер Рембрандт, возможно, использовал аналогичный рецепт, когда писал картины в XVII веке. Исследователи тоже находили плюмбонакрит в его работах. А значит, эти рецепты передавались среди художников на протяжении веков.

Но «Мона Лиза», портрет жены флорентийского торговца шелком Лизы Герардини, и другие работы Леонардо хранят и другие тайны.

Ранее исследователи из Швеции и Великобритании указали на ошибочность «правила деревьев» да Винчи, которое утверждало, что толщина всех веток дерева на любой высоте, сложенная вместе, равна толщине ствола. Оно не соблюдается на микроуровне.

Картины перенесли в мир соцсетей и технологий. Что получилось:

https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/b19ea8118e261e0a83f833d75ba3fc63/1984646/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/d82e86c689d069b6dc75f4a082e979e6/1984652/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/9f4002d0a5f207d98645b8cf9f449eaa/1984638/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/7100d3172a5cdefa826c0c763dd44090/1984641/
18фотографий