После череды громких сливов Rockstar Games все-таки выпустила многострадальный трейлер Grand Theft Auto VI. За сутки до его релиза сеть в буквальном смысле бурлила от обсуждений. Оказалось, что GTA VI ждут ничуть не меньше Нового года и обсуждают на разных языках. Однако в этом материале хотелось бы сосредоточиться не на факте выхода ролика как такового (для этого у нас на сайте есть соответствующая заметка), а на культурных аспектах нового блокбастера. Разумеется, полноценный релиз новой GTA еще предстоит ждать и ждать (как минимум до 2025 года), но это не мешает уже сейчас подметить несколько важных деталей.
Важное предупреждение: гадание по трейлеру — это очень неблагодарный жанр. Во-первых, потому, что авторы — и это вполне очевидно — показали не все. А во-вторых, из-за самого формата. Полноценный анализ возможен лишь в условиях, когда диск вставлен в консоль, а по экрану ползут финальные титры. Но мы постараемся объективно отнестись к увиденному — без лишнего фанатского пиетета. Однако помните, что все сказанное — это не истина в последней инстанции. Все может не просто измениться, а почти наверняка окажется не совсем таким, каким оно виднеется с колокольни дебютного ролика. На этом с предупреждением все. Переходим к разбору.
Легендарный город
Vice City народ любит. Вполне очевидно, что авторы шестой GTA это прекрасно понимают. В противном случае трейлер бы не строился на вполне очевидных вайбах одной из самых известных частей серии. Первый момент — цветовая гамма. Использование розового в трейлере GTA VI отнюдь не случайно. Это был основной цвет в гамме легендарного проекта 2002 года. На этом, однако, пересечения не заканчиваются.
Давайте просто сравним ролик шестой части с опенингом Vice City.
Вот этот долгожданный трейлер:
А вот «открывашка» Vice City:
Даже не самому внимательному зрителю станет очевидно после просмотра этих двух видео, чем вдохновлялись авторы следующей GTA. Разумеется, о прямом заимствовании и творческой импотенции речь не идет. Здесь именно что использование культурного контекста. Пролеты по мостам, лодки, общая атмосфера.
В деталях еще интереснее. Помните вот эту барышню с арта оригинальной Vice City?
А теперь сравните ее вот с этой дамочкой из трейлера GTA VI.
Собственно, творческий метод понятен. Прикопаться сложно, но очевидно, откуда дует ветер. В эту же копилку идет и музыка. Если бы авторы хотели подчеркнуть атмосферу современного Майами, то на фоне играло бы разудалое латино, а не трек с изрядным налетом ретро. К счастью, на этом приметные моменты не заканчиваются.
Grand Theft Auto VI — это, вероятно, самая американская GTA из всех
Да, вы не ослышались. Дело в том, что прежде Grand Theft Auto строилась на... как бы это точнее сказать, на общекультурных моментах. Совсем необязательно было жить в Майами 80-х, чтобы понять источники вдохновения Vice City. Культурный контекст был очевиден для всех. Достаточно посмотреть хотя бы парочку фильмов той поры — ремейк «Лица со Шрамом» или сериал про копов.
Судя по всему, шестая GTA едва ли не первой в серии будет строиться не на киношных штампах. В трейлере упор делается на социальные сети и на типажи, характерные для коротких роликов с приколами. То есть на материале, который в разы менее очевиден для человека, находящегося вне контекста.
Разумеется, в Grand Theft Auto V хватало пересечений с сетевой культурой — даже токсичные геймеры получили свою порцию сарказма. Но все-таки у повествования была вполне понятная канва. Опять же, очень киношная. Элементы интернет-культуры и социальной повестки занимали относительно небольшой процент хронометража. В GTA VI все может быть иначе. А может и не быть — гадание по трейлеру, как мы уже говорили ранее, такое себе развлечение.
Серьезно или комично?
В 2008 году компания Rockstar Games провернула едва ли не главный эксперимент в своей карьере. Grand Theft Auto IV не была типичным стебом над поп-культурой. Авторы постарались написать вполне серьезный сюжет про месть и последствия криминальной жизни. Шутка ли: в истории Нико Беллика даже хорошей концовки не было предусмотрено.
В GTA V ситуация изменилась. Шутливый тон вернулся. Игра по большей части была криминальной комедией, несмотря на вполне серьезную завязку. Судя по трейлеру, шестая часть франшизы будет балансировать между этими двумя играми. С одной стороны, нам показали задел на серьезное повествование. С другой стороны, карикатурных моментов хватает. Что получится в итоге? Покажет только официальный релиз. Однако едва ли Rockstar Games полностью вернется к мрачному тону GTA IV. А жаль.
История про напарников? Повесточка?
С этим пунктом все вполне очевидно. Официальный трейлер подтвердил слухи: в игре действительно будет как минимум два персонажа, а одним из них станет дама. Для франшизы это действительно прорыв. Различные женские типажи мелькали в GTA и прежде, но поиграть за представительниц прекрасной половины человечества не доводилось ни разу.
Другое дело, что трейлер заставляет задуматься над совершенно иной темой. Акцент в ролике смещен на Люсию — именно ее отсидку в тюрьме можно наблюдать. Ей же отдана ведущая роль в формировании тандема между героями. Мужской типаж смотрится как типичная ветошь из современных голливудских блокбастеров. Хорошо ли это? Не беремся судить. Но окружение в GTA определенно стало более разнообразным. В трейлере можно увидеть совершенно разные типажи. Особенно доставляет престарелая дама. Хотя и других фриков хватает, чего уж греха таить.
Rockstar Games верна себе
В современном мире существует два типа создания игр в открытом мире. Есть условный «подход Ubisoft», когда создается гигантская карта, но при этом она населена персонажами, которые даже не пытаются имитировать реальную жизнь. И есть подход Rockstar Games с ее филигранной симуляцией реальности.
Яркий тому пример — это типичная сцена из Red Dead Redemption 2010 года. Вот скачет герой по прерии, слышит, что женщина кричит — помощи ищет. Подходит, а там бандиты засаду устроили. А еще NPC всячески изображают быт, идут куда-то, делают что-то, реагируют на действия геймера.
Скажем сразу: трейлер GTA VI не дает точного ответа, какого пути придерживается компании при работе над игрой. Есть лишь общие ощущения. А они говорят, что в шестой части франшизы с элементами симуляции все будет очень хорошо. Иначе зачем Rockstar Games делает в трейлере такой акцент на окружении героев?