Об этом «Газете.Ru» рассказала детский психолог, преподаватель психологии и педагогики на платформе «Инфоурок» Ольга Бортновская. По словам психолога, наблюдается опасная тенденция: к голосовому помощнику уровень доверия выше, чем к родителям. Дети и подростки скорее прислушаются к ИИ, чем к родным.
«В первую очередь это связано с тем, что программы не “ругают” за проступок — им можно рассказать все и не бояться родительского гнева. В итоге происходит разрушение детско-родительских отношений, когда родитель вытесняется и его место занимает ИИ. Голосовые помощники также могут повлиять на формирование взглядов и убеждений подрастающего поколения. Подобное влияние искусственного интеллекта может нарушить нормальный процесс выстраивания собственной системы ценности и гендерного самоопределения», — отметил психолог.
Кроме того, большую часть умственной работы за детей выполняет ИИ, а потому у детей отпадет необходимость системно мыслить, анализировать и искать информацию, прогнозировать и принимать решения. В итоге это приводит к ослаблению и торможению развития ребенка.
Другая опасность ИИ заключается в том, что могут произойти деградация и разрушение личности ребенка, вызванные схожестью программ с человеком.
«То есть ребенок общается с кем-то, у кого есть голос, собственное мнение, кто умеет шутить, сопереживать и поддерживать на том уровне, на котором это заложено в программу. Постепенно грань между реальным и виртуальным стирается. Многие дети начинают относиться к ИИ как к живому существу. Вплоть до того, что дети могут испытывать влюбленность по отношению к программе. Такое поведение способно привести к социопатии, отказу от общения со сверстниками и в принципе с другими людьми», — отметила специалист.
В то же время однозначно сказать, что нейросети — это зло для детей, тоже нельзя. Они могут способствовать учебному процессу, помогать детям узнавать что-то новое. Но для этого родители должны больше проводить времени с ребенком, установить родительский режим на компьютере и телефоне, а также организовать его досуг так, чтобы он был занят делами в «реальном мире».