Центр международной ярмарки
Трагичная судьба города Мологи, располагавшегося при впадении реки Мологи в Волгу, известна многим. Глубинка Ярославского региона, которая оказалась затоплена водами Рыбинского водохранилища, по-прежнему привлекает внимание современных краеведов и историков. Они называют её «Русская Атлантида».
«Первое упоминание о Мологе в летописях относится к 1149 году. Самостоятельное Мологское княжество выделилось в 1321 году. Экономическое влияние Мологского княжества в то время было значительным. В Холопьем городке на Мологе проходила крупнейшая ярмарка того времени, куда съезжались купцы из разных стран», – рассказывает доктор исторических наук Мария Александрова.
Постепенно Молога развивалась, и в 1777 году она стала уездным городом с собственным гербом и планом застройки. Позднее именно через Мологу ежегодно стали проходить более 7 тысяч судов. Благодаря меценату П. М. Подосенову в Мологе была открыта первая в России детская спортивная школа, так называемый «манеж» – уникальное для русской провинции учебное заведение.
В 1930-е годы Коллегия Наркомзема СССР признала район Молого-Шекснинского междуречья центром семеноводства лугопастбищных трав союзного значения.
«Решение укротить Волгу»
Однако счастливая судьба процветающего района вот-вот должна была измениться. В стране разработали план «Большой Волги», который предполагал строительство водохранилища на месте Мологского уезда. И его развитый центр должен был, в скором времени, уйти под воду.
«Необходимо было подчинить природу человеку. Река Волга, важная для судоходства и промышленности, до строительства водохранилищ была капризной. Летом мелела, а весной разливалась, затапливая берега. Люди столетиями приноравливались к ее характеру. Но в XX веке в духе новой эпохи было принято кардинальное решение укротить Волгу: построить каналы, связывающие ее с морями, водохранилища, дающие ток стране, и сделать судоходство более удобным», – отметила Мария Александрова.
Решение о затоплении Мологи было принято в 1935 году, когда появился проект строительства на этой территории Рыбинской ГЭС. Переселение людей шло несколько лет. В 30-е годы в Мологе проживало около 7 тысяч жителей, а в целом в зоне затопления – 130 тысяч человек.
В 1941 году гидроэлектростанцию на Волге построили. Под воду ушла не только Молога, но и более 700 сел и деревень, три монастыря, более 50 храмов, бывшие дворянские усадьбы, уникальные заливные луга и природные заповедники. Переселенцы из Мологи вынуждены были начинать новую жизнь, но уже в других городах – Ярославле, Тутаеве, Москве, Ленинграде и др.
Строительство дало толчок развитию региона. Но далеко не все оценили такую жертву: «В то время такие вещи, как экология, память предков и человеческие судьбы не были в приоритете. В истории нет черного и белого, ведь Рыбинская ГЭС также помогла развитию промышленности. Судьба Мологи трагична и достойна памяти, как и многое в истории».
«Сохранение памяти – это восстановление»
История Мологи осталась в памяти многих людей. С 1972 года в Рыбинске и Ленинграде стали проходить встречи бывших жителей Молого-Шекснинской поймы. В 50-ю годовщину начала затопления Мологского края даже появилась особая дата – День памяти Мологи.
Интерес к находкам затопленной земли возник вновь в 2014 году, когда наступило маловодье. Тогда вода ушла, и местами обнажились фундаменты домов и стены городских построек. На месте Мологи начались разведывательно-водолазные экспедиции по проекту «Затопленные святыни Мологского края».
В Рыбинске открыли «Музей Мологского края», а также представили макет затопленных поселений. Интерес к Мологе обретает всё новые формы.
«Физически невозможно восстановить Мологу. Но на сегодняшний день сохранение памяти – это и есть восстановление», – считает Мария Александрова.