УФ-одежда, умные очки: как технологии помогают в защите от ультрафиолета

«РБК Тренды» разбираются, какие современные разработки предлагают адаптивную защиту от прямых солнечных лучей, а также что помогает сохранить здоровье кожи и зрение.
Теннис
Источник: Unsplash

Своздействием ультрафиолетового излучения связано 86% случаев возникновения рака кожи. Такое излучение можно разделить на три типа в зависимости от длины волны: ультрафиолет А (UVA), ультрафиолет B (UVB) и ультрафиолет C (UVC). Лучи UVA могут ускорить старение кожи, так как проникают в глубокие подкожные слои, а лучи UVB ответственны за поверхностный загар, но могут вызвать солнечные ожоги, UVC же полностью поглощается атмосферой Земли. Современные решения по защите от солнечного излучения обещают практически 100-процентную защиту от UVA и UVB.

УФ-средства для кожи

Экспериментальные данные, которые подтверждают исследования на крысах и рыбках данио, показывают, что традиционные соединения в солнцезащитных кремах, такие как бензофеноны, могут негативно влиять на работу нейроэндокринной системы. Международное агентство по исследованию рака (IARC) классифицировало бензофенон как «возможно канцерогенный для человека», а исследователи отметили, что он, вероятно, негативно влияет на работу репродуктивной системы.

В связи с этим разрабатываются новые составы, а компании выводят на рынок УФ-кремы с натуральными ингредиентами. Так, в минеральных солнцезащитных кремах используют оксид цинка и диоксид титана, чтобы создать физический барьер на коже для отражения солнечных лучей. Они обеспечивают немедленный эффект после нанесения, а также подходят для чувствительной кожи. Кроме того, компании выпускают кремы, обогащенные антиоксидантами — витаминами С, Е и экстрактом зеленого чая, которые предотвращают окислительные процессы от воздействия солнца на кожу и таким образом замедляют ее старение.

Наконец, компании продвигают экологически чистые кремы, которые при попадании в воду не оказывают воздействия на морские экосистемы и коралловые рифы. Они не содержат оксибензона и октиноксата, двух распространенных УФ-фильтров, наносящих вред водным организмам. Приоритет в более экологичных альтернативах отдается биоразлагаемым ингредиентам природного происхождения, в том числе экстрактам растений (алоэ вера и кокосовому маслу).

Так, американская косметическая компания All Good разработала солнцезащитный биоразлагаемый спрей Sport для любого типа кожи с защитой SPF 30. Он содержит цинк и органические ингредиенты, а также считается безопасным для коралловых рифов.

Южнокорейская компания A.H.C предлагает солнцезащитный стик Natural Plus Sun с защитой SPF 50, который состоит только из натуральных ингредиентов, включая ледниковую воду, экстракт листьев алоэ вера, бамбука и граната. В качестве UV-фильтра в нем выступает гомосалат — органическое соединение на основе углерода.

Кроме того, компании разрабатывают солнцезащитные средства для тех, кто не любит носить головные уборы под открытым солнцем. Они позволяют защитить от ожогов кожу головы и предотвратить пересушивание корней волос. Компания Coola разработала спрей Scalp & Hair с защитой SPF 30. Его достаточно нанести один раз, спрей водостойкий и подойдет для отдыха на пляже.

Индикаторы защиты от солнца

Еще одна проблема связана с тем, что люди периодически забывают наносить SPF. В исследовании, проведенном в Миннесоте, ученые сравнивали привычки пользоваться солнцезащитным кремом у людей с диагностированной меланомой и у здоровых людей. Оно показало, что средний срок использования солнцезащитного крема был низким в обеих группах. При этом у тех, кто никогда не пользовался или редко пользовался методами защиты от солнца, вероятность развития меланомы была вдвое выше. Исследователи сделали вывод, что применение SPF в сочетании с другими мерами защиты от прямых солнечных лучей может стать эффективным способом снизить заболеваемость раком кожи.

Некоторые компании предлагают продукты, которые помогают убедиться, что кожа надежно защищена от воздействия солнца. Так, SPOTMYUV выпускает наклейки с индикаторами воздействия ультрафиолета. Один такой пластырь достаточно наклеить на кожу перед нанесением SPF-крема, а затем нужно наблюдать, как он меняет цвет. Когда наклейка становится фиолетовой, то кожа надежно защищена кремом. Со временем стикер снова становится прозрачным — значит, пора обновить солнцезащитный крем.

А компания Pavise предлагает специальные камеры, которые позволят выявить незащищенные участки кожи при нанесении SPF-крема. Крошечную камеру достаточно подключить к зарядному порту смартфона и направить ее на себя, и на дисплее будут видны те области, на которые нанесли недостаточно крема. Также камеру можно использовать перед сном, чтобы понять, был ли смыт весь крем.

Солнцезащитная одежда

Исследователи и компании разрабатывают одежду с защитой от ультрафиолетового излучения, которая позволяет находиться под открытым солнцем неограниченное время. УФ-текстиль, как правило, полностью состоит из синтетических волокон, таких как полиэстер и нановолокна, которые плотно сплетены между собой и пропускают гораздо меньше вредного излучения. В отличие от обычной, фотозащитная одежда оценивается по шкале коэффициента защиты от ультрафиолета (UPF). Исследования показывают, что лен имеет самые низкие значения UPF, а полиэфирные ткани, включая смеси полиэстера и хлопка, достигают уровня защиты UPF 50. Также в одежде с защитой от УФ-излучения обычно используются красители более ярких цветов, поскольку, по данным Фонда рака кожи, они лучше отражают излучение. Кроме того, исследователи тестируют различные соединения, которые позволят изготавливать одежду с УФ-защитой из натуральных тканей, в том числе из шелка.

Чтобы получить рекомендацию от Фонда борьбы с раком кожи, ткань должна иметь рейтинг UPF не менее 30 и пройти двухлетние тесты на сохранение защитных свойств. Так, компания REI Co-op выпускает толстовки с защитой от солнца UPF 50+ для походов и другой активности. В качестве ткани используется полиэстер с примесью спандекса. Она блокирует около 98% потенциально вредных солнечных лучей.

Компания Mountain Hardwear Canyon предлагает рубашки свободного кроя из легкой и прочной ткани добби с рейтингом UPF 50. А компания Coolibar выпускает сразу несколько линеек одежды — от пляжной до походной. Например, толстовки Fishing Hoodie из солнцезащитной ткани с рейтингом UPF 50+. Удлиненные рукава позволяют защитить от солнца всю руку до костяшек пальцев, а задняя часть толстовки удлинена, чтобы закрывать спину при наклонах. Такая одежда блокирует не менее 98% вредных лучей UVA/UVB, а перед выпуском ее тщательно тестируют в разных условиях — многократных стирках, хлорированной воде бассейна и соленой морской воде.

Компании также разрабатывают средства, которые позволят придать обычной одежде фотозащитные свойства. Например, добавка для стирки Rit Sun Guard, рекомендованная Фондом борьбы с раком кожи, прилипает к волокнам одежды и поглощает УФ-излучение благодаря активному фильтру Tinosorb, одобренному для применения в косметических средствах. Предполагается, что один сеанс стирки с использованием Rit Sun Guard дает одежде уровень защиты UPF 30 на срок до 20 последующих.

«Умные» очки

Ультрафиолетовое излучение негативно влияет на зрение и даже может вызывать катаракту, поэтому для защиты от солнца нужно носить очки с поляризованными линзами, которые включают фильтры отраженного света. Компании начали создавать устройства с множеством настраиваемых опций, которые блокируют ультрафиолет в разных условиях освещения. Так, компания Ampere предлагает солнцезащитные очки Dusk, степень затемнения стекол в которых можно самостоятельно регулировать через приложение на смартфоне. Оттенки стекол тоже можно настраивать вручную — для этого есть специальная кнопка на дужке. При этом поляризованные линзы блокируют 100% лучей UVA и UVB.

Между тем компания Solos предлагает «умные» очки с поляризованными фотохромными линзами, которые блокируют ультрафиолет. При этом линзы очков можно подобрать в зависимости от показателей зрения, дополнительно они оснащены антибликовым покрытием.

А компании Lucyd и Nautica представили «умные» очки, которые оснащены синими светозащитными линзами для использования в помещении. Всего компании предлагают восемь различных стилей оправ и более 100 типов поляризованных линз.

Солнцезащитные покрытия

Компании разрабатывают технологии для защиты от ультрафиолетового излучения даже внутри помещений. Одной из таких технологий считаются нанопокрытия — тонкие пленки или растворы с содержанием фотоотражающих элементов (оксид цинка, диоксид титана, оксид индия и олова), которые можно наносить на различные поверхности, включая стекло, пластик, металлы и ткани. Например, индийская Heat Cure предлагает термоблокирующие прозрачные покрытия, которые блокируют до 90% инфракрасного и ультрафиолетового излучения и позволяют снизить температуру в помещении. Heat Cure использует технологию покрытия жидким стеклом, которое представляет собой защитный слой из отражающих свет наночастиц. Оно выглядит как обычный раствор, который нужно нанести на окна. Компания дает на такое покрытие 12-летнюю гарантию.

«Умные» окна

Помимо покрытий, компании работают над технологией «умных» окон, которые регулируют степень затемнения в зависимости от условий освещения. Так, международная компания Smart Glass разработала «умные» окна, которые блокируют до 99,5% ультрафиолетовых лучей. Они оснащены пленкой для защиты от взвешенных частиц (SPD), которая располагается между двумя или более листами стекла, изготовленного с примесью закаленного железа и полимеров. Режим затемнения окон можно настраивать вручную.

А немецкие институты Фраунгофера FEP в Дрездене и ISC в Вюрцбурге совместно со шведской фирмой ChromoGenics представили устойчивое к солнечному свету стекло Switch2Save, которое одновременно может значительно снизить энергопотребление, работая подобно аккумулятору. Стекло реагирует на повышение температуры затемнением, блокируя солнечный свет. Оно содержит термохромное покрытие и электрохромный слой. Благодаря электрохромному покрытию температура измеряется датчиками, которые посылают сигнал на управляющий стеклом компьютер, когда становится слишком жарко. Термохромное покрытие — это тонкая полимерная пленка серого или синего цвета, которая меняет свой цвет, реагируя на датчики. Инновационное стекло испытали в больнице в Афинах и в офисном здании в шведской Уппсале. Сейчас исследователи разрабатывают варианты изогнутых стекол, которые подойдут, например, для автомобилей.