Процессоры Lunar Lake лягут в основу маломощных мобильных устройств вроде ультрабуков и портативных игровых консолей, ограниченных по энергопотреблению и не имеющих дискретной видеокарты. Предполагается, что эти устройства чаще всего будут использоваться автономно — именно поэтому особый уклон в Lunar Lake сделан на экономичность и эффективность работы.
Lunar Lake, как и их предшественники, сохранят многочиплетную компоновку и будут производиться на именитых мощностях TSMC с использованием двух техпроцессов: N3B для первого кристалла, включающего ядра центрального, графического и нейронного процессоров, а также N6 — для второго, в состав которого входят линии PCI-e, модули Wi-Fi, Bluetooth и Thunderbolt.
На самом деле, тенденция компоновать процессоры несколькими чиплетами и имеет определенную популярность в индустрии еще начиная со времен AMD Ryzen 3000 (2019 год) — такое решение позволяет значительно снизить производственные издержки без существенных компромиссов в плане энергопотребления и производительности.
Эффективность во главе угла
Флагманские модели Lunar Lake получат лишь 8 процессорных ядер (4 производительных и 4 энергоэффективных) без поддержки одновременной многопоточности Hyper-Threading. Такой дизайн призван максимизировать производительность на Ватт, хотя, конечно, не лишен своих недостатков.
Наиболее ощутимо изменились энергоэффективные ядра — их архитектура может похвастаться увеличенной производительностью на такт и более высокими тактовыми частотами. Таким образом, в некоторых задачах новые E-ядра показывают 2х-4х кратный прирост быстродействия по сравнению с ядрами предыдущего поколения Meteor Lake при сохранении умеренного энергопотребления.
С другой стороны, высокопроизводительные P-ядра научились гораздо эффективнее управлять тактовой частотой с шагом всего 16.67 МГц, а их производительность на такт выросла на 30%. Кроме того, Intel увеличила количество исполнительных блоков ядер и в 8 раз увеличила модуль предсказания переходов, предназначенный для предиктивной загрузки и выполнения инструкций.
Энергопотреблением новинок управляет технология Intel Thread Director, благодаря которой задачи эффективно распределяются между ядрами (главная проблема гетерогенных архитектур). Наконец, оперативная память LPDDR5X распаяна прямо на подложке чипа, что очень напоминает дизайн процессоров Apple M. Объем ОЗУ в Lunar Lake будет достигать 32 ГБ.
Новая архитектура GPU и NPU
Несмотря на то, что для сложных игр Lunar Lake отнюдь не предназначены, графическую подсистему новых чипов нельзя оставлять без внимания. Вполне вероятно, что производители будут позиционировать устройства на базе новых процессоров в качестве идеальных инструментов для работы и выполнения творческих задач — во многих из них обновленный GPU раскроет весь свой потенциал.
Графика Lunar Lake построена на базе архитектуры ARC Xe2 и в задачах INT8 показывает производительность на уровне 67 терафлопс. Таким образом, по сравнению с ядрами Xe первого поколения, быстродействие новых ядер оказывается в 1,5 раза выше.
Новинка также обзавелась поддержкой вывода изображения на дисплеи с разрешением до 8K и частотой обновления до 360 Гц (при разрешении 1440p), а также возможностью нативного кодирования и декодирования AV1. Присутствует и поддержка технологии трассировки лучей, реальное быстродействие которой, впрочем, еще предстоит проверить на практике.
Lunar Lake, следуя доминирующим тенденциям в индустрии, также оснащается улучшенным нейронным движком на базе архитектуры NPU 4. Модуль теперь вдвое эффективнее, а его пиковая производительность INT8 достигает 48 терафлопс, что все еще ниже, чем у новых Ryzen AI 300 (до 50 терафлопс), однако соответствует стандарту Microsoft Copilot+ AI PC.
Сама Intel немного лукавит и периодически ссылается на общую ИИ-производительность платформы (120 терафлопс) — в реальных задачах эти цифры вам вряд ли встретятся.
Последний вздох x86
Как бы ни старались разработчики x86-процессоров, их время (по крайней мере в составе мобильных устройств) постепенно уходит — даже передовые решения вроде Lunar Lake уступают ARM-чипам по автономности и теплоэффективности.
На руку x86 покамест играет тот факт, что большая часть игр и приложений имеет нативную поддержку этой архитектуры, а ARM пока не научилась работать с дискретной графикой. Тем не менее, пройдет всего несколько лет и этот баланс почти наверняка изменится, делая x86 уделом лишь персональных компьютеров и мобильных рабочих станций, не ограниченных в энергопотреблении.
Больше о новом поколении мобильных процессоров AMD Ryzen AI 300 читайте в нашем материале.