Авиасалон МАКС в Жуковском в 2024 году: что известно на данный момент

Раз в два года на аэродроме в подмосковном Жуковском проходит одно из самых значимых и зрелищных событий в авиации — Международный авиационно-космический салон (МАКС). Рассказываем, будет ли авиасалон МАКС 2024, где и когда он обычно проходит.
МАКС Авиасалон
Источник: Hi-Tech Mail

Что такое авиасалон МАКС

Вот уже более 30 лет Авиасалон МАКС является главной международной выставкой авиатехники во всей Восточной Европе. Именно здесь, в Жуковском были показаны все новейшие достижения отечественной и мировой авиакосмической промышленности.

Вместе с тем, МАКС предоставляет возможность реализовать совместные проекты с российскими и зарубежными партнерами. Здесь заключаются контракты, проходят всевозможные круглые столы, пресс-конференции, форумы «Технологии в машиностроении», выставки «Оборонэкспо» и другие значимые проекты.

Будет ли авиасалон МАКС в 2024 году: даты проведения

По сообщению ТАСС со ссылкой на источника в авиаотрасли, авиашоу МАКС в 2024 году проводиться не будет. Как и годом ранее, его отменили по соображениям безопасности. По словам устроителя, дополнительные меры безопасности, которые необходимы в нынешних условиях, могут повлечь неудобства для участников и гостей мероприятия. Таким образом, было принято решение о переносе Авиасалона на 2025 год.

Однако, в этом году стартует новый онлайн-проект, получивший название eMAKS. В первую очередь eMAKS направлен на популяризацию отечественной авиации, а также подготовку к будущему МАКС-2025.

Во время онлайн выставки посетители смогут найти интересующую виртуальную экспозицию как с помощью рубрикатора, так и поиском по ключевым словам.

Помимо выставочной программы, посетителей ждет насыщенная демонстрационная программа. В нее войдут видеоматериалы участников авиасалонов МАКС, а также архивные кадры прошлых лет.

Посетить eMAKS можно будет на официальном сайте с 23 по 28 июля 2024 года.

Где обычно проходит авиасалон МАКС

Традиционно, местом проведения авиашоу является аэродром ЛИИ имени М.М. Громова в городе Жуковском, недалеко от Москвы.

Территория авиасалона охватывает около 42 Га, из них более 40 000 кв. м отведено под павильоны, и более 45 000 кв. м — для авиатехники на открытых площадках.

Программа авиасалона МАКС: что было интересного

Программа авиасалона МАКС проходит в формате Open-Air, его посещают сотни тысяч зрителей со всего мира. Глобально программа мероприятия делится на два больших раздела: статическая экспозиция, на которой представлены экспонаты авиакосмической промышленности, и авиашоу — самая зрелищная часть программы.

В качестве почетных гостей выступают российские пилотажные группы «Русские витязи», «Стрижи», «Челавиа», «Первый Полет», «Русь». И конечно не обходится без мировых премьер.

Более подробно о формате проведения авиашоу прошлых лет можно узнать на официальном сайте авиасалона МАКС 2024 в разделе «История авиасалона».

Кто принимал участие в пилотаже в прошлые годы

Авиасалон МАКС был и несомненно остается главным событием в отечественной аэрокосмической отрасли. Рассказываем про самые яркие новинки авиашоу в Жуковском по годам.

МАКС-1993

1993 год стал точкой отсчета авиационно-космического салона (МАКС) в международном статусе. «Гвоздем» авиашоу стал многоцелевой истребитель Су-35. Помимо этого, зрителям показали инновационный ударный вертолет Ка-50 «Черная акула». Премьерами в гражданском секторе стали грузовые версии Ту-204, Ил-96М и Ан-74Т.

СУ-35 на авиашоу МАКС-1993
СУ-35 на авиашоу МАКС-1993Источник: Wikimedia/Rulexip/CC BY-SA 3.0

МАКС-1995

На авиасалоне МАКС-1995 было представлено около 150 образцов авиатехники. Впервые публике были показаны самолет Ил-76МФ с двигателями ПС-90А, истребитель Су-32ФН, среднемагистральный пассажирский самолет Ту-334, перспективный многоцелевой вертолет Ка-62 и многоцелевой Ка-226.

Кроме того, МАКС-1995 запомнился тем, что в дни выставки желающие могли полетать на учебно-тренировочном L-39, вертолете Ми-24 и даже истребителе МиГ-29. Цены за полет варьировались от $590 до $4900.

МАКС-1997

На авиасалоне МАКС-1997 зрителям впервые представили гиперзвуковую летающую лабораторию (ГЛЛ) «Радуга Д2» на базе авиационной ракеты Х-22. Второй новинкой стал опытный образец крылатой ракеты ГЭЛА (Х-90). Из вертолетных достижений зрителям показали образец сверхлегкого вертолета «Актай» производства Казанского вертолетного завода.

Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления A-50
Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления A-50Источник: Wikimedia/Rob Schleiffert/CC BY-SA 2.0,

МАКС-1999

Премьерой авиасалона МАКС-1999 стал экспериментальный палубный истребитель С-37 «Беркут». Самолет, оснащенный крылом обратной стреловидности, сразу же привлек интерес публики, став точкой притяжения на авиасалоне.

Су-47
Су-47Источник: Wikimedia/Leonid Faerberg/GFDL 1.2

МАКС-2001

Участниками авиасалона «МАКС-2001» стали 537 компаний из 34 стран. Всего в дни выставки публике было показано около 150 авиамоделей, но в этот раз обошлось без новинок. «Беркут» снова стал главным экспонатом, однако сменил свое обозначение с С-37 на Су-47.

МАКС-2003

Шестой по счету авиасалон «МАКС-2003» стал «прорывным» по количеству зарубежной техники. Зрителям были показаны более 60 летательных аппаратов из дальнего зарубежья. Фееричным стало и авиашоу. В этот раз, помимо «Русских Витязей» и «Стрижей», в небо над аэродромом поднялись зарубежные пилотажные группы «Патруль де Франс» (Франция) и «Фречче Триколори» (Италия).

Пилотажная группа Frecce Tricolori
Пилотажная группа Frecce TricoloriИсточник: Wikimedia

МАКС-2005

Главными новинками отечественной авиации на «МАКСе-2005» стали гражданский ближнемагистральный самолет Ан-148, многоцелевой легкий вертолет «Ансат-2РЦ», а, а также образец пилотируемого космического корабля «Клиппер», который стал точкой притяжения публики. За время выставки МАКС-2005 посмотрели около 800 тыс. зрителей.

Макет космического корабля многоразового использования «Клиппер»
Макет космического корабля многоразового использования «Клиппер»Источник: Wikimedia/Allocer/CC BY-SA 3.0

МАКС-2007

«МАКС-2007» порадовал зрителей большим числом технических новинок. Впервые были показаны зенитно-ракетный комплекс С-400, ближнемагистральный Sukhoi Superjet 100 и новый истребитель Су-34. По традиции выставка завершилась полетом российских пилотажных групп. В небо над Жуковским поднялись «Стрижи» и «Витязи», которые совершили бочку в группе из пяти Су-27 и четырех МиГ-29.

Статическая экспозиция боевых самолетов на МАКС-2007
Статическая экспозиция боевых самолетов на МАКС-2007Источник: Wikimedia/Karen Abeyasekere

МАКС-2009

Девятая авиационная выставка омрачилась трагедией, случившейся за день до открытия. Во время подготовки к авиашоу погиб командир пилотажной группы «Русские витязи» Игорь Ткаченко. Авиасалон был начат с минуты молчания в память о погибшем пилоте.

За исключением сокращенной летной программы, авиасалон прошел в штатном режиме. В наземной экспозиции было представлено большое количество авиатехники и средств ПВО. Среди новинок — сверхзвуковой лайнер Ту-144 и тяжелый транспортный самолет Ан-124. В общей сложности зрителям показали 740 летательных аппаратов.

Полет самолетов SSJ-100, Су-30МК, Су-35, МиГ-29ОВТ, МиГ-35
Полет самолетов SSJ-100, Су-30МК, Су-35, МиГ-29ОВТ, МиГ-35Источник: Wikimedia/Doomych

МАКС-2011

Юбилейный десятый авиасалон вновь стал рекордным по числу участников. Выставку посетили 842 компании, в том числе 220 иностранных экспонентов из 40 стран. Главной новинкой стал российский истребитель пятого поколения Т-50, прославившийся своей малой заметностью в радиодиапазоне. «Невидимостью» на радарах самолет обязан своей необычной форме, поглощающим и отражающим материалам в конструкции, а также особому покрытию планера.

Малозаметный многоцелевой истребитель Т-50
Малозаметный многоцелевой истребитель Т-50Источник: Wikimedia/Dmitry Zherdin/CC BY-SA 3.0

МАКС-2013

Дебютантами одиннадцатого авиасалона стали учебно-боевой Як-130, самолет авиационного наблюдения Ту-214ОН и гражданский транспортный вертолет Ми-171А2. Также на выставке продемонстрировали пилотажный тренажер ПТ-МС-21−300 для обучения пилотированию на самолетах МС-21. Всего же за время авиасалона зрителям показали 256 летательных аппаратов.

МАКС-2013.На фотографии на исполнительной борта за номером 051, 052 и 053. На горизонте завершает выступление пилотажная группа «Беркуты» на Ми-28Н
МАКС-2013.На фотографии на исполнительной борта за номером 051, 052 и 053. На горизонте завершает выступление пилотажная группа «Беркуты» на Ми-28НИсточник: Wikimedia/Rulexip/CC BY-SA 3.0

МАКС-2015

Главные события на МАКС-2015 в гражданской сфере в основном были связаны с отечественным региональным самолетом «Гражданских самолетов Сухого» (ГСС) — SuperJet 100. Кроме того, впервые на МАКСе принял участие тихий по сравнению с предыдущими поколениями пассажирский самолет концерна Airbus А350.

В летную программу, помимо уже полюбившихся публике «Витязей» и «Стрижей», вошли российская пилотажная группа «Крылья Тавриды» и латвийская «Baltic Bees».

Эффект Прандтля-Глоерта. ПАК ФА на авиасалоне МАКС-2015.
Эффект Прандтля-Глоерта. ПАК ФА на авиасалоне МАКС-2015.Источник: Wikimedia/ Rulexip / CC BY-SA 3.0

МАКС-2017

В авиасалоне МАКС-2017 приняли участие 827 компаний из 33 стран.

Дебютантами тринадцатого по счету МАКСа стали многофункциональный фронтовой истребитель МиГ-35, ближне-среднемагистральный самолет МС-21 и опытный прототип многоцелевого вертолета среднего класса Ми-171А2.

Авиашоу на МАКС-2017
Авиашоу на МАКС-2017Источник: Wikimedia/Anna Zvereva /CC BY-SA 2.0

МАКС-2019

МАКС-2019 собрал 827 экспонентов из 33 стран, включая 184 зарубежных компаний.

Дебютантом на авиасалоне стал совместный китайско-российский проект — широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет CR929. Кроме того, зрители увидели историческую экспозицию легендарных отечественных реактивных самолетов: Ту-144Д, МиГ-27, МиГ-21У, МиГ-1.44, С-37, ВМТ «Атлант», Ту-155, УТИ МиГ-15.

В завершении шоу в небо над Жуковским поднялись опытный образец среднемагистрального самолета МС-21−300, средний многоцелевой вертолет Ми-38 и истребители пятого поколения Су-57.

МАКС-2021

Из-за пандемии Макс-2021 не стал рекордным по числу посетителей. За шесть дней работы мероприятие посетило всего 135 тыс. участников. Зато организаторы смогли удивить своих зрителей многочисленными новинками. Так, премьерами на авиашоу стали одно­двигательный истребитель ЛТС (Checkmate/Шах-и-мат/Су-75), лайнер МС-21−310 (с отечественными двигателями ПД-14), летающая лаборатория Як-40ЛЛ со сверхпроводящим электродвигателем, а также макет тяжелого ударного беспилотника «Охотник».

МС-21-300 на выставке МАКС-2021
МС-21-300 на выставке МАКС-2021Источник: Wikimedia/TyXeD0/CC BY-SA 4.0

Состоится ли авиасалон МАКС в 2025 году

После решения о переносе авиашоу в 2023 году, в компании-устроителе АО «Авиасалон» сообщали, что вопреки сложившейся традиции о проведении МАКСа по нечетным годам, в будущем авиасалон состоится и в 2024 и в 2025 годах. Однако, ситуация в мире вновь внесла свои коррективы.

В интервью Daily Storm главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров и исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев рассказали, что МАКС может пройти уже после завершения СВО. Эксперты считают, что в нынешних условиях в мероприятии нет острой необходимости как для промышленников, так и для обычных зрителей.

Ранее ситуацию комментировали и в ГК Ростех. Там сообщали, что все заключенные договоры на участие сохранили силу до проведения следующих авиасалонов. Значит ли это, что авиасалон МАКС точно состоится в 2025 году, на сегодняшний день сказать трудно. Скорее всего, судьба выставки вновь будет зависеть от ситуации в стране.

Что стоит знать об авиасалоне МАКС-2024

Совершенно точно можно сказать, что авиасалон МАКС 2024 проводиться не будет. Мероприятие, запланированное на 23-28 июля 2024 года, вновь переносится. Следующий авиасалон должен пройти летом 2025 года.

Напомним, в последний раз мероприятие проходило в 2021 году. Свои экспозиции разместили 538 российских компаний и 91 иностранный участник из 20 стран.