Некоторые люди отличаются повышенной креативностью, то есть склонностью творчески мыслить. Ученые много лет пытаются понять, с чем это связано. Новое исследование, опубликованное в журнале Brain And Cognition, позволяет лучше разобраться в работе механизма. По словам специалистов, мозг может по-разному реагировать на необычные стимулы.
Считается, что креативность — это возможность обращать внимание на вещи и детали, которые на первый взгляд могут показаться неважными. Раньше ученые считали, что это связано с недостатком контроля за мозговой активностью. Однако новая работа показывает, что, вероятно, механизм объясняется необычным подходом к оценке информации.
Авторы исследования из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре провели два эксперимента. В первом участвовал 51 коллега ученых. Их попросили выполнить задание с неполными фигурами. На бумаге изобразили несколько линий, которые в течение десяти минут нужно было превратить рисунки. В следующем этапе мозговую активность добровольцев изучили с помощью электроэнцефалограммы. Участникам показали серию изображений с камнями, которые иногда прерывались картинкой с яблоком, причем в этом случае включался определенный звук. Также ученые смогли проверить реакцию мозга на необычные стимулы.
Как показали результаты, реакция людей с повышенной креативностью на яблоко оказалась сниженной. Ученые объяснили, что такие добровольцы не считали уникальный стимул в виде яблока чем-то примечательным. Это показывает, что необычные вещи творческим людям кажутся обычными, поэтому они не выделяют их на фоне остальных данных.
Участниками второго эксперимента стали 200 человек. Им предложили придумать нестандартное применение для картонной коробки. Помимо этого, добровольцам нужно было ответить о том, насколько им нравятся повседневные занятия, часто ли они думают о них и хочется ли к ним возвращаться. Согласно результатам, творческие добровольцы имеют более высокую мотивацию по отношению к потенциально полезной деятельности. При этом не было такой связи с тем, насколько им нравилось занятие, в отличие от менее креативных участников.
Ученые отметили, что существует два типа внимания, связанных с творчеством. Первый позволяет сосредотачиваться на определенных вещах и подавлять отвлекающие факторы. Второй считается полной противоположностью, поскольку в этом случае рассеянное внимание помогает исследовать необычные вещи и вдохновляться чем-то уникальным.
Недавно ученые выяснили, что популярные способы справиться со скукой не работают. Оказалось, что если постоянно переключать видео в интернете, чтобы найти «тот самый» ролик, ничем хорошим это не кончится.