Ученые из Томского государственного университета (ТГУ) разработали методику дистанционного изучения верхнего слоя облаков, используя для этого лидар. Этот подход позволит лучше узнать структуру облачных образований, их свойства и отражательную способность кристаллов льда. Это важно, например, для оценки влияния конденсационных следов от самолетов на изменение климата — ранее этот фактор недооценивался специалистами.
Облака верхнего яруса играют значительную роль в энергетическом балансе Земли, влияя на ее способность удерживать тепло и отражать излучение, а следовательно, и на изменение климата. Они участвуют в создании парникового эффекта. Свойства облачности во многом определяются ориентацией кристаллов льда, которые ее составляют. Изучить их и должна новая методика, предложенная томскими учеными. Традиционные методы исследования, заключающиеся в отборе проб воздуха из облаков, такую информацию дать не могут.
Дистанционно ориентация кристаллов изучается на уникальной установке — высотном поляризационном лидаре. Он эффективно «просвечивает» облака до высоты в 15 километров. Авторы исследования уже провели более 3100 серий экспериментов, накопив свыше 800 часов измерений. В радиусе 100 километров от лидара расположены некоторые трассы авиасообщения, поэтому ученые получат данные и об инверсионных следах от самолетов.
Принцип исследования довольно прост: специалисты регистрируют, как отражается сигнал лидара от разного рода облаков. Так накапливается массив данных, который затем будет анализироваться. В идеале необходима целая сеть лидаров, однако это довольно затратно. Поэтому можно обойтись накоплением информации о поляризации кристаллов в разного типа облаках, а потом применять эти сведения к подобным облачным образованиям в других местах.
Ранее мы рассказывали, как ученые выяснили, что современные самолеты влияют на климат сильнее устаревших моделей.