Психолог Игорь Паршутин на базе МИФИ рассказал об актуальных исследованиях такого явления, как прокрастинация. Она представляет собой непреодолимое желание человека откладывать важные дела. Причем если говорить об учащихся, то прокрастинация больше характерна для студентов с хорошими способностями к обучению и перфекционистов. И в целом данная категория населения очень подвержена этому явлению.
Распространенность прокрастинации среди студентов составляет до 75%. Есть два возрастных пика прокрастинации — 17−23 и 30−45 лет. В обоих случаях главная причина — отсутствие мотивации из-за проблем с целеполаганием. Особенно часто сталкиваются с прокрастинацией первокурсники. Отсутствие строгих правил в одежде и посещении занятий, эйфория от нового статуса могут привести к снижению обязательности и ответственности первокурсника, что способствует формированию привычки откладывать дела на завтра.
Исследования говорят, что мужчины и женщины в равной степени подвержены прокрастинации. Однако у них разные причины. Например, женщины чаще отвлекаются, а мужчины откладывают дела на потом из-за недостатка волевой регуляции и трудностей с тем, чтобы сделать первые шаги в выполнении задачи.
Также психолог отмечает, что прокрастинация может иметь конструктивный и деструктивный характер. В первом случае дела откладываются осознанно для того, чтобы выполнить их в более подходящий момент, когда шанс на успех будет выше. В деструктивном случае откладывание дел приводит к постоянному чувству вины, что разрушительно воздействует на психику.
Чтобы справиться с деструктивной прокрастинацией, человек должен осознать ее причину и проработать. В этом поможет пошаговое планирование мероприятий, ведущих к достижению цели, уход от негативных мыслей по поводу вероятной некомпетентности в той или иной сфере, а также учет затраченного времени.
Ранее мы рассказывали, что ученые выяснили, как мозг человека делит пережитый день на отдельные главы.