Психологи называют эту установку «мышлением роста», и теперь существует тест, позволяющий оценить, обладает ли человек таким мышлением.
Профессор Хермундур Сигмундссон из Норвежского университета науки и технологий (NTNU) вместе с коллегой, профессором Моникой Хагой, создали тест, который позволяет измерить предрасположенность к росту и способность к саморазвитию. Этот тест был разработан в рамках многолетнего исследования, посвященного факторам, влияющим на успех, и представлен в книге Сигмундссона «How we learn and become experts: Igniting the spark», вышедшей в 2024 году.
По словам Сигмундссона, мышление роста определяет отношение человека к трудностям и вызовам. Те, кто обладают этим мышлением, рассматривают трудности как возможности для обучения и считают, что могут улучшить свои навыки благодаря усилиям и практике. Тест помогает определить степень этого мышления у человека, измеряя его способность к «потоку» (состояние глубокого погружения в деятельность, когда время словно исчезает) и уровень страсти – сильного интереса или стремления к определенной сфере или навыку. «В академических кругах долго велись споры о существующих тестах на мышление роста, и мы считаем, что наш тест более точен и соответствует целям измерения мышления роста», – отмечает Сигмундссон.
При прохождении теста участникам предлагается оценить согласие с несколькими утверждениями, которые помогают понять их настрой и отношение к собственному развитию:
- Я знаю, что могу улучшить свои навыки и знания, если приложу усилия.
- Я могу влиять на свое развитие в целом и изменять его.
- Я способен развивать свои навыки и знания через практику.
- Мне нравится принимать вызовы и пробовать что-то новое.
- Я считаю обучение своей целью.
- Усилия делают меня сильнее.
- Я хочу уделять больше времени и работать усерднее в определенной области/над темой/над навыком, чтобы развивать свои способности.
- Я верю в свои способности и возможности.
Эти вопросы позволяют определить, насколько человек ориентирован на развитие и как он относится к обучению и самосовершенствованию.
Тестирование проводилось среди 723 участников в возрасте от 16 до 85 лет, что позволило получить представительную выборку. Результаты исследования, опубликованные в журнале New Ideas in Psychology, подтверждают, что тест подходит для всех возрастных групп и действительно эффективен в оценке мышления роста.
«Наши результаты показывают, что тест хорошо измеряет необходимые установки и является более точным инструментом для определения мышления роста», – подчеркивает Сигмундссон.
Сигмундссон считает, что мышление роста должно внедряться повсеместно: в семье, спорте, школе и на рабочем месте. Важно, чтобы учащиеся, сотрудники и спортсмены могли переживать чувство достижения, выполняя задачи, адаптированные к их уровню. Это поможет им развивать уверенность в своих силах и стремление к новым достижениям.
Ранее психолог дал рекомендации как быстро уснуть, если вы «достигатор» с синдромом беспокойного ума.