Ученые из Тель-Авивского университета выяснили, что стремление улучшить свою внешность — в реальности, в социальных сетях или даже в собственном воображении — делает людей добрее и в два раза чаще побуждает их жертвовать деньги на благотворительность. «Когда мы, например, делаем новую прическу или как-то еще за собой ухаживаем, мы чувствуем себя красивыми и начинаем вести себя более сознательно в социальном плане», объясняет соавтор исследования Данит Эйн-Гар. Она добавляет, что такой эффект возникает из-за ощущения внимания со стороны окружающих. «Мы начинаем стремиться к лучшему поведению, поскольку чувствуем, что мы на виду».
Чтобы проверить эту гипотезу, специалисты провели серию экспериментов. В одном из них участникам предложили улучшить свою фотографию с помощью фильтра для селфи. Контрольная группа вместо этого улучшала фотографию предмета в комнате. После этого участникам выдавались конверты с денежным вознаграждением, рядом с которыми стояла коробка для пожертвований.
«Мы обнаружили, что участники, которые видели улучшенную версию своей фотографии, жертвовали до двух раз больше денег, чем члены контрольной группы», отмечает Эйн-Гар. Интересно, что даже воображение улучшенной версии себя способно стимулировать благотворительное поведение. Этот вывод имеет важные практические последствия.
Ранее исследователи изучали влияние внешности тех, кто просит пожертвования, и обнаружили, что более привлекательные сборщики средств получают больше денег. Новое исследование добавляет еще один важный фактор: внешность самих доноров. Это открытие может быть использовано для создания инновационных стратегий благотворительных кампаний, например, путем сотрудничества с косметическими брендами, парикмахерскими и салонами красоты.
Одним из самых удивительных экспериментов стало исследование на Facebook. Пользователи, кликнувшие по ссылке, попадали на один из двух случайно выбранных опросов. Контрольная группа отвечала на вопросы об архитектурных стилях, а основная группа — о моде и своем идеальном внешнем виде. В конце опроса появлялась ссылка на страницу с благотворительным сбором.
Оказалось, что 7% участников, которые прошли опрос, прсвященный внешнему виду, кликнули на ссылку для пожертвований, в то время как среди контрольной группы таких было только 2%. Это значительно выше среднего показателя кликов по ссылкам на Facebook, который составляет всего 0,9%.
«Современное общество одержимо внешним видом, но при этом критикует это увлечение как поверхностное», говорит соавтор работы Наталия Кононова. «Наши исследования показывают, что стремление к красоте может иметь неожиданные положительные эффекты. Возможно, социальные механизмы развиваются таким образом, чтобы уравновешивать индивидуальные и общественные интересы».
Эти результаты подчеркивают, что внимание к собственной внешности может не только приносить пользу самому человеку, но и оказывать положительное влияние на окружающих, способствуя более добрым и щедрым поступкам.
Ранее ученые объяснили, почему нас бесит распознавание лиц.