Ментальные «главы»: как мозг разделяет поток событий на осмысленные эпизоды

Фокус внимания, цели и пережитый опыт играют большую роль.
Автор новостей
Мозг делит поток информации на условные «главы» для облегчения восприятия
Мозг делит поток информации на условные «главы» для облегчения восприятияИсточник: Midjourney

Новое исследование проливает свет на механизмы, с помощью которых наш мозг разделяет непрерывный поток событий из повседневной жизни на отдельные и значимые эпизоды. Оказывается, эти разделения — своего рода «главы в книге» нашего восприятия — формируются не только из-за изменений в окружающей среде, но и под влиянием внутренних сценариев, основанных на прошлом опыте и текущих целях.

Разделение событий играет ключевую роль в нашем понимании мира, обновлении ментальных моделей и формировании долговременной памяти. До сих пор ученые спорили, что именно побуждает мозг устанавливать границу между одним событием и следующим. Одной из гипотез было предположение, что физические изменения в окружении, например, переход из одной комнаты в другую, сигнализируют о начале нового эпизода. Однако новая теория предполагает, что внутренние «сценарии» — ментальные шаблоны, сформированные опытом — позволяют мозгу фильтровать и расставлять приоритеты в информации в соответствии с нашими текущими задачами.

Чтобы проверить эту гипотезу, специалисты провели уникальный эксперимент, в котором участники слушали аудиоистории, специально разработанные так, чтобы объединять два пересекающихся сценария. Один сценарий был основан на месте действия (например, ресторан, аэропорт), а другой — на социальной динамике (например, предложение руки и сердца, деловые переговоры). В каждой истории события обоих сценариев развивались одновременно, но их границы не совпадали. Это позволило ученым изучить, как внимание к одному из сценариев влияет на восприятие событий и связанную с этим мозговую активность.

В первом эксперименте 36 участников слушали эти истории в магнитно-резонансном томографе (МРТ). Перед началом каждой истории им давали «подсказки», направляющие их внимание на один из сценариев, например, на детали места («Какую еду заказали герои?») или социальные взаимодействия («Какова была причина разрыва отношений?»). Это фокусировало их восприятие на одном из сюжетов. Исследователи отслеживали активность мозга, особенно в регионах, связанных с обработкой абстрактной информации, таких как медиальная префронтальная кора.

Во втором эксперименте, проведенном онлайн с участием более 300 человек, истории были разбиты на предложения. После каждого предложения участников спрашивали, считается ли это началом нового события. Как и в первом эксперименте, внимание участников направлялось на один из сценариев. Затем им предлагали тест на память, чтобы проверить, какие детали запомнились лучше.

Результаты показали, что восприятие границ событий и активность мозга сильно зависели от того, на какой сценарий был направлен фокус. Например, участники, сосредоточенные на месте действия, чаще воспринимали изменения локации как начало нового эпизода. Те, кто обращал внимание на социальные взаимодействия, были более чувствительны к изменениям в отношениях между персонажами, хотя этот эффект был менее выражен.

Исследование также выявило, что внимание улучшает память: участники лучше запоминали детали сценария, на котором они были сосредоточены. Мозг, таким образом, не просто пассивно реагирует на внешний мир, но активно выделяет события в зависимости от текущих приоритетов и целей.

Дальнейшие исследования мозга помогут ученым лучше понять механизмы процесса запоминания
Дальнейшие исследования мозга помогут ученым лучше понять механизмы процесса запоминанияИсточник: МФТИ

«Мы обнаружили, что эти «главы» в восприятии формируются не только из-за сюжета, предложенного автором истории. Мозг сам принимает активные решения о том, где проводить границы, основываясь на текущем состоянии ума и задачах», — объясняет руководитель работы Крис Балдассано из Колумбийского университета.

Это открытие дает новое понимание работы мозга, но исследователи отмечают, что в реальной жизни события не всегда соответствуют ожидаемым сценариям. Сейчас они изучают, как на организацию воспоминаний влияют неожиданные события. В лаборатории Балдассано также изучают, как мозг передает информацию между различными областями, связанными с памятью, чтобы глубже понять процесс формирования воспоминаний.

Тем временем ученые раскрыли новые пути формирования долговременной памяти.