Какую музыку слушали в 15 веке: ученые расшифровали потерянную партитуру

Нашли партитуру в Абердинском требнике — сборнике молитв, гимнов, псалмов средневековой Шотландии.
Автор новостей
Древняя шотландская книга

На страницах первой полноценной шотландской печатной книги, известной как Абердинский требник, был найден фрагмент «утраченной» музыки, который позволяет восстановить звучание эпохи, погребенной под пеплом Реформации.

Абердинский требник — сборник молитв, гимнов, псалмов и других текстов, использовавшихся для богослужений. Он был напечатан в 1510 году по инициативе короля Якова IV, чтобы создать религиозные книги, соответствующие шотландским обычаям, вместо импорта текстов из Англии и Европы.

Исследователи обнаружили музыкальную партитуру в копии книги, известной как «копия Глэмиса», которая ранее хранилась в замке Глэмис, а сейчас находится в Национальной библиотеке Шотландии. На одной из страниц, пустовавшей в разделе, посвященном утренним богослужениям, были найдены две строки нот, написанные от руки.

Потерянная партитура из Абердинского требника

Хотя партитура не содержала текста, названия или указания автора, ученые определили ее как часть григорианского хорала, а именно — теноровую партию гимна Cultor Dei, исполнявшегося в Великом посту.

Команда исследователей под руководством Дэвида Кони из Эдинбургского колледжа искусств выяснила, что этот фрагмент является полифонией — музыкальной техникой, в которой несколько независимых мелодий исполняются одновременно. Это открытие позволило реконструировать недостающие части гимна и восстановить его оригинальное звучание.

Этот маленький фрагмент дарит нам возможность услышать музыку, которая молчала почти пять веков.
Дэвид Кони
руководитель исследования из Эдинбургского колледжа искусств

Ученые также подтвердили, что находка связана с Абердинским собором и часовней Святой Марии в Раттрее на северо-востоке Шотландии.

Интересно, что музыка не была частью оригинального печатного издания. Она была записана на странице, вплетенной в структуру книги, что, по мнению исследователей, свидетельствует о желании сохранить ее в контексте религиозных обрядов.

Доктор Пол Ньютон-Джексон из Левенского католического университета подчеркнул важность маргиналий (рукописных заметок на полях) как источника нового понимания музыкальной культуры. Он считает, что в библиотеках и архивах Шотландии еще могут скрываться подобные находки, ожидающие своего часа.

Абердинский требник был не просто богослужебной книгой. На протяжении веков он служил личной книгой для молитв, принадлежавшей незаконнорожденному сыну капеллана Абердинского собора, а затем стал ценным артефактом для шотландских католиков, чьи пути пролегали через Европу и Османскую империю.

Потерянная партитура из Абердинского требника
Источник: Unsplash

Доктор Джеймс Кук из Эдинбургского колледжа искусств отметил, что долгое время считалось, будто дореформационная Шотландия была музыкально бедной. Однако новая находка доказывает существование богатой музыкальной традиции, сравнимой с другими частями Европы.

Эта находка открывает новую главу в изучении шотландской музыкальной истории. Исследователи надеются, что дальнейшие исследования помогут пролить свет на забытые страницы культуры и искусства XVI века.

Реконструкция гимна Cultor Dei уже началась, и совсем скоро мир сможет услышать мелодии, которые звучали в шотландских соборах и часовнях пять столетий назад.

Читайте также нашу статью о том, как ИИ помог расшифровать сожженный Везувием 2000-летний свиток.