Представлен экологически чистый самолет на водороде и без аккумуляторов

Бизнес-джет сможет преодолеть почти 1500 км без единого грамма вредных выбросов. Секрет — в водородных баках вместо привычных аккумуляторов.
Автор новостей
Самолет BYA-1 внешний вид
Инновационный бизнес-джет BYA-1Источник: Beyond Aero

Авиационная отрасль активно ищет пути снижения вредного воздействия на окружающую среду, и французская компания Beyond Aero совершила значительный прорыв в этом направлении. Команда из 70 специалистов, базирующихся преимущественно в Тулузе, разработала инновационный бизнес-джет BYA-1, который работает исключительно на водороде и не производит вредных выбросов.

BYA-1 — это 10-местный самолет с уникальным дизайном, специально созданным под водородную силовую установку. Его отличает расширенный фюзеляж и необычное размещение водородных баллонов на концах крыльев. Такое конструктивное решение позволило инженерам разместить достаточный объем топлива для дальних перелетов, не жертвуя пространством салона.

Принципиальное отличие BYA-1 от других электрических самолетов — полное отсутствие тяжелых литиевых аккумуляторов. Вместо них используется прогрессивная система водородных топливных элементов, которые преобразуют водород в электроэнергию непосредственно во время полета.

Инновационная технология полета

Силовая установка BYA-1 включает шесть водородных баллонов: четыре размещены вдоль бортов расширенного фюзеляжа, а еще два — на концах крыльев. Водород из этих баллонов поступает в топливные элементы, где в результате электрохимической реакции преобразуется в электричество и чистый водяной пар.

Самолет BYA-1 конструкция вид сверху
Инновационный бизнес-джет BYA-1Источник: Beyond Aero

Выработанное электричество питает шесть турбин мощностью 400 кВт (536 л.с.) каждая. Суммарная пиковая мощность составляет впечатляющие 2,4 МВт (3217 л.с.), что обеспечивает самолету крейсерскую скорость около 575 км/ч на высоте 8 км.

При полной загрузке водородом в 250 кг BYA-1 способен пролететь до 1482 км с шестью пассажирами на борту, сохраняя необходимый резерв топлива. При снижении крейсерской скорости до 444 км/ч дальность полета увеличивается на 50% — до 2223 км.

Преимущества водородной технологии

Водород как энергоноситель обладает значительно большей энергоемкостью по сравнению с современными литиевыми аккумуляторами. Это позволяет BYA-1 достичь дальности полета в пять раз превышающей возможности аналогичных самолетов на батареях.

Самолет BYA-1 в полете
Инновационный бизнес-джет BYA-1Источник: Beyond Aero

Однако водород имеет низкую плотность даже при сжатии до 700 атмосфер, что требует значительного объема для хранения. Именно поэтому команда Beyond Aero разработала принципиально новую конструкцию самолета с увеличенным внутренним пространством для размещения водородных баков.

Экономика и комфорт

BYA-1 не только экологичен, но и экономически выгоден. Электрические двигатели содержат на 90% меньше деталей и работают при значительно более низких температурах по сравнению с традиционными реактивными двигателями. В сочетании с модульной конструкцией, позволяющей проводить обслуживание на земле, это снижает эксплуатационные расходы до 55%.

Дополнительно, по прогнозам Beyond Aero, использование зеленого водорода вместо авиационного керосина обеспечит экономию топливных затрат на 17% с момента запуска самолета в 2030 году.

Электрические турбины также значительно тише традиционных. С учетом акустической изоляции уровень шума в салоне будет на 15 дБ (А) ниже, что для пассажиров означает снижение воспринимаемого шума примерно на 50%.

Инновационный бизнес-джет BYA-1 конструкция
Инновационный бизнес-джет BYA-1Источник: Beyond Aero

Beyond Aero уже провела испытания прототипа водородной силовой установки. В 2024 году компания оснастила двухместный сверхлегкий самолет G1 Aviation SPYL-XL водородно-электрической системой мощностью 85 кВт, совершив первый в истории Франции пилотируемый полет на водородном двигателе.

Сейчас компания активно работает над получением сертификата Design Organisation Approval от Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA) и определяет специальные условия для сертификации BYA-1 для коммерческого использования.

Несмотря на сложности, с которыми сталкиваются авиационные стартапы, особенно работающие с передовыми технологиями, Beyond Aero уже привлекла капитал в размере 44 миллиона долларов и получила предварительные заказы на 108 самолетов общей стоимостью 914 миллионов долларов.

Также стало известно еще об одном нововведении в сфере коммерческих перелетов — Boeing и Airbus отказываются от алюминия. Рассказали в статье, как теперь будут делать самолеты.