
Авиационная отрасль активно ищет пути снижения вредного воздействия на окружающую среду, и французская компания Beyond Aero совершила значительный прорыв в этом направлении. Команда из 70 специалистов, базирующихся преимущественно в Тулузе, разработала инновационный бизнес-джет BYA-1, который работает исключительно на водороде и не производит вредных выбросов.
BYA-1 — это 10-местный самолет с уникальным дизайном, специально созданным под водородную силовую установку. Его отличает расширенный фюзеляж и необычное размещение водородных баллонов на концах крыльев. Такое конструктивное решение позволило инженерам разместить достаточный объем топлива для дальних перелетов, не жертвуя пространством салона.
Принципиальное отличие BYA-1 от других электрических самолетов — полное отсутствие тяжелых литиевых аккумуляторов. Вместо них используется прогрессивная система водородных топливных элементов, которые преобразуют водород в электроэнергию непосредственно во время полета.
Инновационная технология полета
Силовая установка BYA-1 включает шесть водородных баллонов: четыре размещены вдоль бортов расширенного фюзеляжа, а еще два — на концах крыльев. Водород из этих баллонов поступает в топливные элементы, где в результате электрохимической реакции преобразуется в электричество и чистый водяной пар.

Выработанное электричество питает шесть турбин мощностью 400 кВт (536 л.с.) каждая. Суммарная пиковая мощность составляет впечатляющие 2,4 МВт (3217 л.с.), что обеспечивает самолету крейсерскую скорость около 575 км/ч на высоте 8 км.
При полной загрузке водородом в 250 кг BYA-1 способен пролететь до 1482 км с шестью пассажирами на борту, сохраняя необходимый резерв топлива. При снижении крейсерской скорости до 444 км/ч дальность полета увеличивается на 50% — до 2223 км.
Преимущества водородной технологии
Водород как энергоноситель обладает значительно большей энергоемкостью по сравнению с современными литиевыми аккумуляторами. Это позволяет BYA-1 достичь дальности полета в пять раз превышающей возможности аналогичных самолетов на батареях.

Однако водород имеет низкую плотность даже при сжатии до 700 атмосфер, что требует значительного объема для хранения. Именно поэтому команда Beyond Aero разработала принципиально новую конструкцию самолета с увеличенным внутренним пространством для размещения водородных баков.
Экономика и комфорт
BYA-1 не только экологичен, но и экономически выгоден. Электрические двигатели содержат на 90% меньше деталей и работают при значительно более низких температурах по сравнению с традиционными реактивными двигателями. В сочетании с модульной конструкцией, позволяющей проводить обслуживание на земле, это снижает эксплуатационные расходы до 55%.
Дополнительно, по прогнозам Beyond Aero, использование зеленого водорода вместо авиационного керосина обеспечит экономию топливных затрат на 17% с момента запуска самолета в 2030 году.
Электрические турбины также значительно тише традиционных. С учетом акустической изоляции уровень шума в салоне будет на 15 дБ (А) ниже, что для пассажиров означает снижение воспринимаемого шума примерно на 50%.

Beyond Aero уже провела испытания прототипа водородной силовой установки. В 2024 году компания оснастила двухместный сверхлегкий самолет G1 Aviation SPYL-XL водородно-электрической системой мощностью 85 кВт, совершив первый в истории Франции пилотируемый полет на водородном двигателе.
Сейчас компания активно работает над получением сертификата Design Organisation Approval от Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA) и определяет специальные условия для сертификации BYA-1 для коммерческого использования.
Несмотря на сложности, с которыми сталкиваются авиационные стартапы, особенно работающие с передовыми технологиями, Beyond Aero уже привлекла капитал в размере 44 миллиона долларов и получила предварительные заказы на 108 самолетов общей стоимостью 914 миллионов долларов.
Также стало известно еще об одном нововведении в сфере коммерческих перелетов — Boeing и Airbus отказываются от алюминия. Рассказали в статье, как теперь будут делать самолеты.