Максимальная динамика цен наблюдается в следующих категориях: микроволновые печи (8,7%), пылесосы (3,8%), холодильники (2,9%) и стиральные машины (2,2%). Среди гаджетов больше всего пострадали смартфоны и фотоаппараты: продукция Nokia и Apple подорожала на 7,2% и 6,2%, Panasonic и Casio — на 4,8% и 4,0%.
«Не все категории показали рост цен. Но в среднем подорожание в январе-феврале составило 6,8%. По сравнению с прошлым годом рост 11,3%. Сейчас компании рассчитывают величину коррекции, и в апреле мы ожидаем вторую волну, — отметил Дмитрий Рябинин, руководитель Hi-Tech.Mail.Ru. — Для многих потребителей (44%) приобретение товаров является оптимальным вариантом не потерять сбережения. Причем большую часть из них составляют покупатели электроники (24%)».
В начале февраля Hi-Tech.Mail.Ru провел опрос российской аудитории (участвовало 10 тысяч 104 человека), в результате которого выяснилось, что повышение цен на технику уже почувствовали 58% респондентов. Эксперты проекта отмечают интересную тенденцию: если в 2012 году во время колебания курса рубля дорожали телевизоры, то сейчас — бытовая техника. Ноутбуки и вовсе не вошли в пятерку самых пострадавших, что связано с кризисом категории под давлением планшетов и других факторов.
Примечательно, что пока тенденция в основном не затронула крупный ритейл, но через 2-3 месяца корректировки ожидают «Евросеть», «М.Видео» и другие.
«Мы закупаем технику в рублях, но производитель привозит ее в долларах, — отметил Александр Малис, президент «Евросети». — Изменение курса доллара обязательно скажется на стоимости техники, только с определенной задержкой. Опыт показывает, что на одни и те же товары рост цен идет с замедлением на 2-3 месяца, но приблизительно такой же, насколько изменяется курс доллара. Одновременно с этим на рынке появляется все более широкий выбор дешевых устройств. Покупатель, который хотел купить товар за 12 тысяч рублей, а он стал стоить 15 тысяч рублей, все равно купит модель за 12 тысяч, но с меньшим функционалом».
«Курс валюты, безусловно, влияет на цены, но это влияние отложенное, — считает руководитель управления по связям с общественностью «М.Видео» Антон Пантелеев. — Изменения курса пока не оказали влияния на наши цены, но в перспективе 2-3 месяцев, если курс не скорректируется вниз, возможен рост цен на ряд категорий на 10—15%. Потенциально наиболее чувствительными к изменению курсов являются цифровые товары, где уровень локализации производства наиболее низкий».
«Повышения цен пока нет, поскольку курсовые риски, как правило, закладываются импортерами — одними на квартал, другими на более длительный срок. Всё зависит от степени изменения курса евро и доллара: если рост курсов составит 9-10% и более от среднегодового за 2013 г., то возможно повышение отпускных цен, — прокомментировала руководитель PR-отдела Media Markt Анна Трофимова. — При этом не факт, что розничные цены сразу же последуют вверх за отпускными, поскольку повышение цен для конечных потребителей — это крайняя мера, на которую пойдут ритейлеры на высококонкурентном рынке».
«Безусловно, все поставщики зависят от колебания курса. И если курс продолжит существенно расти, то в перспективе цены на импортируемую электронику могут подняться, — отметил коммерческий директор сети «Белый Ветер» Вадим Пряхин. — На данный момент повышений цен в нашей сети по основным категориям не было. Можно говорить о том, что в ближайший месяц-два цены в "Белом Ветре" подниматься не будут. Это связано с буферной прокладкой, то есть с резервным запасом товаров, который есть в наличии по старым закупочным ценам».