Аналитики ритейлера сообщают, что в 2013 году на российском рынке мобильных телефонов произошло сразу несколько событий, которые определили его дальнейшее развитие. По итогам ноября прошлого года продажи смартфонов в натуральном выражении окончательно превысили продажи «feature phones» (обычных трубок). Также в прошлом году был достигнут «исторический минимум» средней цены на «умный» телефон. Последнее произошло в силу расширения предложения в низких и средних ценовых сегментах. Продажи смартфонов за прошлый год выросли на 51% в штуках и на 35% в рублях. При этом весь рынок мобильных телефонов в штуках сократился на 1%, увеличившись в денежном обороте на 12%.
В 1-м квартале 2014 года рынок «умных» телефонов продолжает демонстрировать динамику роста, схожую с итогами 2013 года, несмотря на традиционное влияние сезонного фактора на январские продажи. В 1-м квартале реализовано на 54% больше смартфонов в натуральном выражении, чем за аналогичный период прошлого года. В денежном обороте рынок вырос на 26%. Такое соотношение темпов роста в штуках и деньгах свидетельствует о продолжающемся росте потребительской активности в России на фоне увеличения доступности «умных» телефонов.
Всего за первые 3 месяца 2014 года в России было продано порядка 5 млн «умных» телефонов на сумму около 44 млрд рублей. Доля смартфонов в общих продажах мобильных телефонов увеличилась до 58% в натуральном выражении и до 87% в денежном. Годом ранее доля «умных» телефонов составляла 41% и 78% соответственно. Таким образом, в 1-м квартале 2014 года замещение обычных мобильных телефонов смартфонами продолжилось еще активнее.
Эксперты отмечают, что преобладание смартфонов в структуре продаж и динамика роста их реализации позволили увеличить объем всего рынка мобильных телефонов в натуральном выражении — за первые 3 месяца 2014 года он вырос на 7% до 8,6 млн устройств, тогда как по итогам 2013 года роста не наблюдалось. Оборот от продаж мобильных телефонов увеличился на 13% до 51 млрд рублей (по итогам 2013 года в целом рост составил 12%).
«Двузначный рост продаж смартфонов в 1-м квартале 2014 года свидетельствует о сохранении высокого интереса покупателей к этой категории электроники, — отмечает Майкл Тач, генеральный директор группы «Связной». — Драйверами роста являются замещение feature phones «умными» устройствами, а также продажи смартфонов со специальными функциями. В 2014 году в целом темпы роста рынка будут более сдержанными, тем не менее мы прогнозируем дальнейшее увеличение объемов продаж, а доля смартфонов может достигнуть 70% в натуральном и 90% в денежном выражении».
Самой популярной операционной системой по итогам 1-го квартала остается Android — 80% всех проданных в стране смартфонов работают на ОС от Google (годом ранее ее доля составляла 69%). За ней следует iOS , а 3-е место делят Windows Phone и Asha. В «Связном» уверены, что дальнейшему росту популярности Android будет способствовать выход на рынок во 2-м квартале новинок как во флагманском ценовом сегменте ( Samsung GALAXY S5, HTC One (M8), SONY Xperia Z2), так и в «бюджетном». Если новая линейка Nokia будет постепенно замещать устройства на Asha, в тройке лидеров среди ОС в какой-то момент останутся только 3 операционные системы.
TOP-5 брендов по продажам смартфонов остался неизменным по сравнению с 2013 годом. Самыми популярными марками «умных» телефонов в России по-прежнему являются Samsung, Apple, Nokia, Sony и HTC, которые совокупно заняли более половины рынка смартфонов в штуках и свыше 70% в деньгах. В то же время значительно возросла роль В-брендов на рынке, особенно в сегменте смартфонов стоимостью до 5 тыс. рублей. По итогам 3 месяцев 2014 года этот сегмент занял уже 42% рынка в натуральном выражении, что на 20% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Доля устройств В-брендов в данной ценовой категории составляет порядка 60% и в штуках, и в денежном выражении.
Отчет комментирует главный редактор Hi-Tech.Mail.Ru Антон Спиридонов:
«Отчеты о преобладании доли смартфонов над обычными телефонами на российском рынке появляются регулярно, тенденция наметилась уже во втором полугодии 2013 года. Но если в прошлом году были возможны колебания из-за высоких продаж самых доступных телефонов в регионах России, то сейчас и в регионах происходит их замещение смартфонами. Ценовой диапазон — от 2 до 5 тысяч рублей, в этом сегменте уже можно найти полнофункциональные смартфоны от B-брендов, за их счет и происходит максимальный рост продаж. Этому способствует и выход на российский рынок новых брендов смартфонов (Micromax, Keneksi) — они особенно сильны в регионах, так и все возрастающее предложение от Lenovo, Fly, Huawei. На фоне их усиливающихся позиций сокращаются продажи А-брендов (в количественном выражении) — Samsung, Sony, эти бренды переходят в более премиальный сегмент».