![](https://resizer.mail.ru/p/51812efa-a80b-531f-aaf1-3bb9380c48b3/AQAKVx6DORQmXFY2HIp9qSuZRo63bsVMQkKxmvpNvvazqrS77voDMgva6xAvAV0ochM_wA8XgMAavK4O2S6Ah1Mfi-w.jpg)
Авария произошла во время работы третьей ступени «Протона» на 540-й секунде полета, до начала работы разгонного блока спутника оставалось всего 40 секунд. На тот момент ракета находилась уже в верхних плотных слоях атмосферы над Китаем (где она в итоге и сгорела).
Межведомственная комиссия, расследующая возможные причины аварии ракеты-носителя, сообщает о том, что наиболее вероятной причиной чрезвычайной ситуации является разрушение крепления подшипника турбонасоса в рулевом двигателе третьей ступени, которое могло произойти вследствие преднамеренного саботажа.
![](https://resizer.mail.ru/p/753e2be0-61fd-5896-91e9-0246ef89e70a/AQAKx83unaf2z1oLH36VhtVuPehLthu9TnXjSCnt09V0dv5x_Zoeun0QILsJUY74LvaMVMlDNa1G2B9ZaLBdTwE9r4M.jpg)
Первый замгендиректора ЦНИИмаш Александр Данилюк заявил, что комиссией, которую он возглавляет, рассматриваются четыре версии аварии «Протона-М» со спутником связи «Экспресс-АМ4Р»: разрушение узла подшипника турбонасосного агрегата рулевого двигателя третьей ступени «Протона-М», разгерметизация магистрали питания горючим рулевого двигателя третьей ступени, попадание посторонней частицы в регулятор расхода горючего или стабилизатор рулевого двигателя, а также засорение фильтра по линии горючего рулевого двигателя. При этом, по словам главы созданной комиссии, «версия преднамеренного саботажа не исключена».