В настоящее время около 90% продаваемой бытовой техники в России приходится на зарубежные бренды. Но при этом большая часть товаров, например, 95% стиральных машин и 80% холодильников, собрана в России. В нашей стране многие компании открыли собственные заводы — Samsung наладила производство в Калуге, LG — в Рузе и в Уссурийске, Indesit — в Липецке, а Bosch — в Ленинградской области.
Что касается других производителей, то Bork является российской компанией, прежнее название которой — «Электрофлот»; фирма Kaiser, созданная россиянином Павлом Логиновым в девяностые, имеет немецкую регистрацию, а собирается техника в Польше и Китае. Точно так же и у Scarlett, Vigor и Vitek, но их производство размещено в Китае.
В настоящее время несравнимым спросом пользуются холодильники и стиральные машины зарубежных брендов, хотя и российская крупная бытовая техника по-прежнему выпускается. Например, в Уссурийске делают холодильники «Океан», в Татарстане налажено производство Pozis, в Красноярске — «Бирюса», в Саратове выпускают «Саратов», а в Смоленске — «Смоленск». Небольшие холодильники «Морозко» производят в Великих Луках. Что касается отечественных пылесосов, то в Воткинске (Удмуртия) и Воронеже делают «Феи» и «Рубины» соответственно.
Кухонные плиты производят в Чайковском («Дарина») и Пензе (De Luxe), в других городах — «Омичка», «ЗВИ», «Идель», «Веста». Среди стиральных машин можно назвать марки «Принцесса» и «Радуга», а также «Вятка», но конкурировать с раскрученными брендами им крайне сложно.
Мелкую бытовую технику, такую как соковыжималки, электромясорубки, вафельницы, электроплитки, производят российские фирмы «Аксион», «Ладомир» и «Лепсе». Электромясорубки, кофемолки и фены изготавливаются на Серпуховском радиотехническом заводе (ОАО «Ратеп»).
Как видно, при желании и необходимости можно выбрать любые предметы бытовой техники среди продукции российских производителей.
Hi-Tech.Mail.Ru попросил крупных ритейлеров ответить на три вопроса:
- Какие тенденции российского рынка бытовой техники наблюдаются в последние месяцы?
- Если объемы продаж изменились, то каковы могут быть причины изменения покупательского спроса на бытовую технику?
- Часто ли покупают бытовую технику российских изготовителей (например, пылесосы «Фея», холодильники «Морозко», «Саратов» и др.)?
Александр Севалкин, менеджер отдела закупок сети Media Markt, заявил, что рынок бытовой техники развивается стабильно. Изменений потребительского спроса также не заметно. Бытовой техники российских марок в магазинах сети практически не представлено, исключение составляют холодильники POZIS.
Представители «М.Видео» рассказали следующее:
«Во втором квартале 2014 года мы наблюдали серьезное «охлаждение» рынка потребительской электроники в России. В основном это связано с политической ситуацией и ослаблением курса рубля. Тем не менее в 1-м полугодии 2014 года продажи сети «М.Видео» составили 81,8 млрд рублей (с НДС), показав рост на 4,5% в сравнении с 1 полугодием 2013 года — при этом рынок показал почти нулевой рост за тот же период времени. Стоит отметить, что интернет-продажи сети выросли практически в два раза, до 6,4 млрд рублей против 3,4 млрд рублей в аналогичном периоде прошлого года.
Мы ожидаем улучшения ситуации уже сейчас, во второй половине года. Этот период начинается с подготовки к школе — продажи растут практически на 50% — продолжается вплоть до активных предновогодних продаж, которые в некоторых категориях увеличивают продажи вдвое.
Доля российских брендов в продажах «М.Видео» крайне мала. Основные продажи приходятся на технику иностранных производителей — до 80%. Хотя практически все крупные бренды локализовали свое производство в России. К примеру, бытовую технику LG собирают в городе Руза, Indesit собирают в Липецке, а стиральные машинки Samsung — в Калуге».