Что представляют собой «облака радиации»
Самолеты нередко отклоняются от проложенного курса. К примеру, они могут обходить зоны высокой турбулентности или грозовые фронты.
Обнаруживать такие зоны заблаговременно позволяют специальные радары на Земле и на борту самолета. Вероятность облета учитывают при расчете параметров рейса, ведь полет может продлиться дольше запланированного, растет расход топлива и пр.
Считается, что по мере удаления от поверхности Земли, каждые два километра уровень радиации удваивается. У полюсов он выше, у экватора ниже. Таким образом, среднее количество радиации, которое пассажир получает за 12,5-часовой полет на высоте 11 км, сравнимо с дозой во время рентгена грудной клетки.
В целом детекторами радиации оборудованы и современные самолеты, данные после каждого полета анализируются. Пока опасности для пассажиров ученые не обнаруживали.
Специалисты NASA проводили исследования по программе ARMAS (Automated Radiation Measurements for Aerospace Safety – Автоматическое измерение излучения для аэрокосмической безопасности). Самолеты, оборудованные системами фиксации излучения, в 2013-2016 годах совершили 213 полетов. Данные собирались и передавались в режиме реального времени.
В новых исследованиях утверждается, что в определенных областях, которые назвали «облаками радиации», радиационный фон превышает границу нормы. Всплески активности совпадают по времени с магнитными бурями.
Причины появления «облаков радиации» объяснил участник программы ARMAS Кент Тобиска. Вероятно, из радиационного пояса Земли высвобождаются электроны. Затем они сталкиваются с молекулами кислорода и азота. Порождается вторичное и третичное излучение – скорее всего, в виде гамма-излучения.
Российский эксперт Анатолий Кнышов с выводами американских коллег не согласен:
Радиация на высоте более 10-11 километров в любом случае влияет на человека. Её концентрация, конечно, может разниться, но вряд ли показатели отличаются настолько, чтобы можно было говорить о существовании «облаков радиации». А профессия пилота гражданской авиации (а военной – тем более) и так на первых местах по опасности условий труда. И одна из причин – как раз радиация. На пассажиров это влияет в меньшей степени: они летают не так часто. На электронику радиация и даже «облака радиации» также не сильно влияют, за это можно не переживать.