Суть нового закона
После покупки владельцу отводится десять дней на то чтобы зарегистрировать беспилотник. Согласно одним источникам, регистрация будет происходить с помощью технологии радиочастотных меток (RFID-меток), которые будет клеить на дроны предприятие «ЗащитаИнфоТранс», подконтрольное Министерству транспорта. Радиометки будут передавать информацию о беспилотнике и его владельце считывающим устройствам на расстояние до 300 метров.
Согласно другим данным, регистрацию можно пройти в режиме онлайн, передав данные о пилоте и аппарате и получив взамен регистрационный номер. Номер нужно будет наклеить или нарисовать на борту беспилотника. Вероятно, при смене собственника или существенном изменении внутренних комплектующих дрона может потребоваться его повторная регистрация. Примечательно, что в российских представительствах крупных брендов, таких как, например DJI, пока не владеют информацией о практической реализации закона. При этом, как удалось узнать Hi-Tech Mail.ru, головной офис компании вообще не уделяет внимание проблеме обязательной регистрации, переложив эту обязанность на плечи магазинов. Те, в свою очередь, безуспешно пытаются добиться ясности от регулирующих органов:
Штраф в 5000 рублей за нелегальный дрон уже есть, а где и как регистрировать беспилотники, до сих пор непонятно.
Процедура не работает
В июле 2016 года Владимир Путин подписал закон, разрешающий не регистрировать дроны, которые весят меньше 30 килограммов, но с сегодняшнего дня эти устройства тоже подпадают под требование обязательной постановки на учет. При этом следует сказать, что на момент написания этой статьи, соответствующее постановление правительства не было подписано и опубликовано. В чем же причина того, что закон «задерживается»?
Согласно статье, опубликованной на сайте Ассоциации эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем, уже разработанная в соответствии с постановлением Правительства отраслевая система учета БВС не нашла поддержки у ряда чиновников, а «система предлагаемых ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» радиочастотных RFID-меток не имеет практической пользы для применения в целях учета БВС». Если эта информация верна, то получается, что у государства на момент принятия закона не оказалось необходимых технических средств для его практической реализации.
Александр Дрозд, начальник отдела развития беспилотных систем ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» рассказал Hi-Tech Mail.ru, что техническая проработка вопроса все еще идет, несмотря на то, что закон уже вступил в силу. По его словам беспилотники будут ставиться на учет с помощью RFID-метки, которая будет иметь несколько степеней защиты. Как только выйдет соответствующее постановление правительства, которое сейчас находится в Минтрансе, процедура начнет работать. По словам Дрозда, даже учитывая срочность вопроса, это может занять минимум месяц. До этого момента Минтранс разрешил не регистрировать дроны и не предусматривает ответственности за запуск дронов.
Как будет происходить процедура регистрации?
Чтобы зарегистрировать беспилотник, согласно замыслу ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», покупателю придется проделать следующие шаги:
- Зайти на портал ГосУслуги
- Зарегистрироваться
- Отправить уведомление со всеми данными по дрону и с личными данными
- Получить метку в МФЦ или по почте
- Приклеить метку на корпус беспилотника
«А мне летать охота!»
Что делать, если проходить регистрацию нет возможности или вы против того, чтобы ваш дрон поставили на учет? Во-первых, как сообщили Hi-Tech Mail.ru в официальном представительстве DJI, легковесные дроны, которые не подпадают под действие закона составляют примерно треть рынка, однако это чаще всего самые простые модели — более или менее профессиональные устройства весят больше. Тем не менее, купив легкий дрон, которых в продаже немало, вы избавите себя от проблем с регистрацией.
Во-вторых, пока неясно, как будет отслеживаться исполнение закона. Сложно представить себе, что комиссия из «ЗащитаИнфоТранс» будет ездить по дачным поселкам в поисках «дронов-нелегалов». Как сказали Hi-Tech Mail.ru в представительстве компании DJI в России, метки либо номера на бортах дронов будут анализироваться органами надзора только в случае каких-то инцидентов: нарушения границ бесполетных зон, аварий, терактов и проч., то есть ежедневного контроля за использованием дронов не будет.
По данным ряда СМИ до момента урегулирования процедуры регистрации Минтранс разрешил не ставить дроны на учет и не предусматривает ответственности за их запуск. Hi-Tech Mail.ru будет следить за развитием ситуации вокруг закона о беспилотниках в России.
Если вы хотите узнать больше о «начинке» дронов от DJI рекомендуем почитать статью «Чем меньше дрон, тем дороже ремонт?», а о тонкостях российского законодательства в отношении беспилотников читайте материал «Беспилотники против закона».