На базе месячных данных ФТС по 2017 году «Ъ» рассчитал, что импорт машиностроительной продукции в РФ вырос на 29%. Основное увеличение затронуло наземный транспорт (на 36%), суда и плавсредства (на 43%), электро- и механическое оборудование (на 24% и 28% соответственно) и авиатехнику (на 20%).
В Минпромторге «Ъ» уточнили, что рост импорта наблюдается в отдельных сегментах на фоне «увеличения рынка в целом и укрепления курса рубля», замедления инфляции и «восстановления внутреннего спроса после трудного 2016 года». Так, в министерстве говорят о «восстановительном росте в большинстве крупных сегментов потребительского и корпоративного электронного оборудования».
Рост после спада в 2015—2016 годах показали, в частности, основные сегменты бытовой техники (стиральные машины, микроволновые печи, электроприборы для личной гигиены), потребительской электроники (смартфоны, телевизоры, персональные компьютеры).
Рост импорта судов и плавсредств в министерстве объясняют увеличением закупок катеров, яхт, а также в целом подержанной техники. При этом доля новых отечественных судов, уверяют чиновники, растет за счет господдержки, в частности субсидий на возмещение части затрат по кредитам и лизинговым платежам и судовых утилизационных грантов. В Объединенной судостроительной корпорации отказались от комментариев.
Более детально, по каким конкретно позициям и почему столь резко вырос импорт, в министерстве уточнить не смогли, только привели примеры сегментов, в которых импорт увеличился слабо или упал. Так, в нефтегазовом машиностроении он вырос «некритично» — на 3,75%, до $4,15 млрд. Внутреннее производство и рынок росли быстрее, так что доля на нем импорта даже снизилась с 52,7% в 2016 году до 52% в 2017 году. Всего на 1,2%, до 151,2 млрд руб., увеличился и импорт в энергетическом машиностроении, электротехнической и кабельной промышленности.
Есть и менее очевидные случаи. Например, по словам замминистра Минпромторга Василия Осьмакова, импорт сельхозтехники вырос на 13%, но экспорт — еще больше, на 16%. Источник «Ъ» в сельхозмашиностроении поясняет, что спрос здесь, как и в дорожно-строительной технике, не может быть удовлетворен местным производством из-за «ограниченности номенклатуры» российских заводов западных компаний на фоне отсутствия мер их поддержки и «непредсказуемости регуляторного воздействия».
Российские же аналоги до сих пор не удовлетворяют ту часть пользователей, которые «во главу угла ставят максимальную производительность, безотказность, низкую себестоимость работы». Глава Hitachi Construction Machinery Eurasia Сэндзаки Масафуми добавляет, что рынок спецтехники в РФ в целом вырос примерно на 60% из-за стабилизации экономической ситуации и реализации отложенного спроса. В самой компании, правда, в 2017 году импорт немного снизился за счет роста производства на заводе в Твери.
Авиаторы не захотели официально обсуждать рост импорта зарубежной техники. По данным источника «Ъ» в отрасли, если на начало 2017 года в стране эксплуатировалось 529 иностранных самолетов, то на конец года — уже 605. Больше всего ввезено Boeing 737, Airbus 320/321, Boeing 777 и Airbus 330. Собеседник «Ъ» поясняет, что перевозчики ввозят самолеты, видя отложенный спрос, особенно на международные рейсы: «Оптимизм также внушила перспектива возобновления авиасообщения с египетскими курортами, поэтому в ближайшей перспективе пополнение парка продолжится».
В автопроме на фоне общего снижения импорта (по данным ФТС за январь—ноябрь, на 3%, до 236,8 тыс. машин) вырос ввоз грузовиков (на 15,4%, до 27,3 тыс.). Еще осенью в ГК «Деловые линии» «Ъ» поясняли, что крупные игроки не готовы отказываться от импортной техники из-за высокого качества машин (безопасность и комфорт для водителей, надежность эксплуатации) и мнения клиентов: для многих грузоотправителей иномарки остаются показателем качества перевозок.
В компании предполагают сохранение тенденции в 2018 году при условии отсутствия серьезных шоков, например резкого повышения утильсбора. Рост продаж импортных грузовиков в 2017 году отмечают и в «Автостате». В легковом сегменте ввоз машин также оживился в последние три месяца года, но эксперты не ждут серьезных последствий этого.
В Минпромторге своей ключевой задачей считают «не снижение импорта как такового, а сокращение доли импорта в критичных импортозависимых сегментах», что «не охватывает всю номенклатуру». Например, отмечают в министерстве, в судостроении следует замещать не импортные маломерные и прогулочные суда, а серийную технику смешанного плавания, рыбопромыслового флота, сейсморазведки, танкеры.
Повышению конкурентоспособности отечественной продукции машиностроения, подчеркивает Василий Осьмаков, способствовали бы «смягчение монетарной политики и развитие экспортного кредитования по конкурентным ставкам».
Елизавета Кузнецова, Яна Циноева.