— У учёных часто спрашивают, что сейчас самое передовое в науке. Одно из таких направлений — исследования мозга. Это очень широкая тематика. Она включает в себя целую линейку наук — физику, химию, математику, биологию. Когда речь заходит о нейродегенеративных заболеваниях, подключается ещё и медицина, — сказал академик Сергеев на недавней пресс-конференции, посвящённой Дню российской науки.
Он напомнил, что сейчас в мире есть несколько крупных проектов национального и международного уровня, но участие России в них ограничено, практически отсутствует. В 2013 году в США была принята национальная программа исследования мозга. В том же году в Европе был сформулирован и вот уже пять лет реализуется Human brain project. Его финансирование превышает 1 млрд евро, сейчас закончился первый этап проекта. И Россия в нём не участвует.
В 2016 году Китай заявил о начале своей программы China Brain Project. Цель — к 2030 году обеспечить лидирующее положение Поднебесной в нейронауках. Аналогичные проекты действуют в Японии и Корее.
— А вот в России масштабного проекта по исследованию мозга, который бы консолидировал всю научную общественность, нет. Наша страна значительно отстала в этой области. Поэтому мы решили вынести на уровень руководства страны инициативу — обязательно в 2019 году такой проект запустить, — заключил президент РАН. — Его следовало бы запустить ещё раньше, в нулевые годы.
Чтобы ликвидировать отставание в нейронауках, Александр Сергеев предлагает сосредоточиться на тех направлениях, в которых Россия традиционно сильна. Это математика, теоретическая физика и информатика. А также медицина. Исследования в этих отраслях помогут в создании нейроморфного (проще говоря, искусственного) интеллекта.
— Если мы поймём, как устроен человеческий мозг и интеллект, мы сумеем повторить это на современном уровне с использованием материалов, машин, технологий, чтобы обработка информации была более быстрой и качественной. Природа, создавая мозг, не располагала теми технологиями, которые теперь есть в распоряжении человека, — отметил академик Сергеев.
Владимир Путин не раз говорил, что одна из задач, стоящих пред правительством — увеличение продолжительности жизни населения. Озвучены конкретные цифры: к 2024 году обеспечить продолжительность жизни до 78, а к 2030 году — до 80 лет. Но нужно понимать, что в пожилом возрасте человек подвержен серьёзным нейродегенеративным заболеваниям. Наиболее известные из них — болезни Альцгеймера и Паркинсона. Понятно, что когда заводят речь об увеличении продолжительности жизни, имеют в виду здоровое долголетие — такое, где нет места недугам, превращающим жизнь в сплошное страдание. Поэтому главной целью национального проекта исследования человеческого мозга должно стать избавление общества от этих заболеваний.
— Основные приоритеты современной медицины — сосудистая патология, нейроонкология, нейродегенеративные заболевания, — говорит директор Национального медицинского исследовательского центра нейрохирургии им. Бурденко академик Александр Потапов. — У России есть собственные инновации по теме разработок устройств для флуоресцентной навигации, позволяющей войти в глубинную структуру мозга, определить тип ткани и выполнить сложное исследование. И у нас есть серьёзные подвижки в изучении коннектома мозга — той его части, которая отвечает за сознание.
Коннектом — это полное описание всех связей нервной системы организма. Учёные напоминают, что головной мозг человека — сложнейшая структура. Возможно, самое сложное из всего, что есть во Вселенной. Он состоит из 86 млрд клеток (нейронов), и каждая из них имеет 10 тысяч связей с другими клетками. Для того, чтобы высчитать все связи, имеющиеся в мозгу, при нынешних мощностях потребуется 4 млрд лет. Но создаваемые в последнее время квантовые компьютеры, возможно, помогут ускорить процесс.
Директор Научного центра неврологии академик Михаил Пирадов утверждает, что у отечественных медиков есть серьёзные достижения в сфере нейронаук. Например, запускается производство нейротренажёров, которые позволяют активизировать неработающие области мозга. Так можно будет возвращать в общество пациентов с теми же нейродегенеративными заболеваниями.
— Мы пытаемся найти ответы на вопрос, где зарождается сознание, — признаётся Михаил Пирадов. — Делаем это, изучая пациентов, находящихся в бессознательном состоянии, и тех, кто пребывает в состоянии минимального сознания (есть такой термин). Не исключаю, что настанет тот день, когда мы сможем выгрузить наше сознание в облако. И тем самым обеспечить себе цифровое бессмертие.
Это тоже интересно: