NASA показало удивительное фото сверхзвуковых самолетов

Новая сверхскоростная камера NASA с помощью технологии фотосъемки Шлирена позволила по-новому взглянуть на сверхзвуковой полет.
Григорий Матюхин

С помощью модернизированной системы аэрофотосъемки агентство впервые получило изображение сверхзвуковых ударных волн двух разных самолетов, взаимодействующих друг с другом. Данные будут использованы в разработке гиперзвукового транспортника X-59A QueSST, а также для будущих исследований летательных аппаратов, которые летают быстрее скорости звука.

Фото: NASA
Фото: NASA

Система камер использует так называемую «технику Шлирена»: высокоинтенсивный источник света и высококачественные линзы или зеркала применяются для захвата частиц отраженного света, способных фиксировать частицы воздуха при прохождении через них быстро движущегося объекта. Как это работает — смотрите на видео:

Система камер была установлена на небольшие самолеты Beechcraft B-200 King Air, которые вели съемку двух самолетов T-38 Talon. Чтобы снять с помощью техники Шлирена сверхзвуковые ударные волны, «самолет-фотограф» должен лететь под определенным углом и в строго определенный отрезок времени, а объекты — двигаться быстрее скорости звука точно под ним.

Во время съемки B-200 летел на высоте порядка 9 км, а оба объекта фотосъемки самолета — на 600 метров ниже. Съемка велась на «цифру» со скоростью 1400 кадров в секунду. Но главная проблема — это тайминг и слаженная работа пилотов и фотографов.

Фото: NASA
Фото: NASA
Фото: NASA

Полученные данные будут использованы в разработке транспортного сверхзвукового самолета X-59A QueSST, который может стать трамплином для гражданских коммерческих сверхзвуковых авиаперелетов. Он сможет летать на высоте порядка 16 километров со скоростью 1,4 числа Маха — и это никак не отразится на пассажирах.

Кроме того, камеры будут полезны для дальнейшего исследования сверхзвуковых полетов и других физических явлений.