Женщины, которые шили космические скафандры. Вручную

Скафандры астронавтов НАСА, защищавшие их от космических температур, шились вручную, шов за швом, стежок за стежком, талантливыми и умелыми швеями.

Когда Джин Уилсон было семь, мать научила ее шитью. К девяти годам Уилсон уже научилась кроить и шить платья для кукол. Еще 10 лет спустя, в 1969-м, она стала одной из нескольких работниц в инженерно-производственной компании ILC Dover, которые шили скафандры для Нила Армстронга и Базза Олдрина, готовившихся к полету на Луну на корабле «Аполлон-11».

«Моя сестра работала в компании Playtex, которая в то время входила в ILC Dover, — рассказывает Уилсон. — Она шила бюстгальтеры и корсеты». Прочные, легкие, гибкие материалы, предназначенные для женского белья, оказались идеальными для скафандров.

Сестра сообщила Джин, что есть возможность поработать над пошивом скафандров для астронавтов миссии «Аполлон-11». «Мне тогда исполнилось лишь 19, я была очень молода. Но меня это очень взволновало».

Джин Уилсон ушла с прежней работы, где шила чемоданы. «Это было производство, все делалось очень быстро, — вспоминает она. — Когда я попала в ILC, где шили скафандры для “Аполлона”, там всё происходило очень медленно. Из-за важности того, что мы делали, каждый шов тщательно проверялся, исследовался».

Женщин обучали чтению чертежей, работе с инженерами и высокоточному шитью с использованием новейших ниток и многочисленных тончайших слоев специальной ткани

Сшитые вручную скафандры должны выдерживать все космические нагрузки. Фото: NASA
Сшитые вручную скафандры должны выдерживать все космические нагрузки. Фото: NASA

NASA Сшитые вручную скафандры должны выдерживать все космические нагрузки.

«Даже если там было больше 20 слоев, это было толщиной с волосок, — вспоминает Уилсон. — Сколько могла стоить такая ткань? 5−6 долларов за ярд? Как бы не так. Почти 3 тысячи долларов. Ее хранили в сейфе».

Готовые скафандры отправляли в местную больницу в Дувре, штат Делавэр.

«Там их дважды просвечивали рентгеном, — рассказывает она, — чтобы убедиться, что мы ничего там не оставили — ни иголки, ничего другого. Бывали вечера, когда мы шли с работы домой, беспокоясь и думая: Господи, не оставила ли я в нем иголку? Иногда это стоило нам сна. Иногда приходилось и плакать — я по себе знаю, я плакала».

Уилсон работала над теми частями скафандра, которые закрывали торс, руки и ноги, а также над нашивками с именами астронавтов. Другие швеи — все они были женщины — специализировались на ботинках или перчатках, как Джоанн Томпсон. Перчаток требовалось много — и для тренировок, и для высадки на Луну.

Астронавты приезжали в Делавэр на примерки, подписывали девушкам свои фотографии и хвалили их работу. «Для рук каждого астронавта были отлиты формы», — рассказывает Томпсон.

Томпсон, как и Уилсон, научилась шить еще ребенком. Она пришла в ILC Dover со швейной фабрики и осталась там на 38 лет. Сейчас ей 82, и она вспоминает о бесконечных испытаниях пошитых женщинами скафандров.

В НАСА хотели быть уверены — в космосе костюм не подведет.

Первые скафандры космонавтов отличались от тех, что используют сейчас. Фото: Nasa
Первые скафандры космонавтов отличались от тех, что используют сейчас. Фото: Nasa

«Мы пробовали разные типы швов, образцы отсылались в лабораторию для строгой проверки на разрыв, — рассказывает Томпсон. — Мы трудились над ними целыми днями и знали, что их будут нещадно рвать. Но мы понимали, что от этого зависит жизнь человека, и продолжали работу».

В 1973-м, спустя всего год после того, как программа «Аполлон» была свернута, умение швей снова понадобилось — и оно спасло первую американскую орбитальную станцию, «Скайлэб».

Дело было так. Вскоре после запуска со станции сорвало теплоизолирующий и защищающий от мелких метеоритов экран. Внутри станции стала опасно нарастать температура (до +38°C). Нагрелась и внешняя сторона — до +80°C. Эксплуатация в таких условиях была невозможна.

Срочно нужна была замена экрану, и в НАСА решили соорудить своего рода зонтик. На помощь была вызвана Айлин Бейкер из компании-подрядчика General Electric.

«Он был размером 22 на 24 фута (примерно 6,7 на 7,3 м), этот кусок материала, — рассказывает Херб Бейкер, сын Айлин, который и сам в течение 42 лет работал в НАСА. — Это были очень тонкие слои алюминия и ламинированного нейлона, да плюс еще один тонкий слой нейлона. Одна сторона была ярко-оранжевой, другая — серебряной».

«Они назвали эту конструкцию зонтиком — и она действительно была похожа на зонтик. Ее свернули, а потом развернули через шлюзовый отсек». («Зонтик» был доставлен на станцию вместе с первой экспедицией. — Прим. переводчика.).

«Зонтик» как замена теплоизолирующему экрану прекрасно справился с задачей. А фотография Айлин за швейной машинкой, окруженной волнами теплозащитного материала, который держат несколько человек, до сих пор висит на стене в Центре космических исследований НАСА им. Джонсона.

Там работали и Херб Бейкер, и его мать Айлин, скончавшаяся в 2004 году.

Шитье теплозащиты продолжилось с развитием программы космических челноков. Джин Райт перешла в United Space Alliance, компанию-подрядчик НАСА, из магазина одежды. Ее новой работой стало шитьё теплоизоляционных одеял для шаттлов.

Знаменитая фотография Айлин Бейкер, шьющей "зонтик" для "Скайлэб". Фото: NASA
Знаменитая фотография Айлин Бейкер, шьющей "зонтик" для "Скайлэб". Фото: NASA

«Мы шили гораздо больше, чем можно было бы подумать, — рассказывает Райт. — Потому что те 2200 одеял сшивались вручную».

«Мы также делали теплоизолирующие барьеры. Каждый требовал четырехдневного ручного труда. В среднем уходило 17 часов на то, чтобы вдвоем сшить вместе 12 штук в одно кольцо. И их хватало примерно на три полета. Так что трудиться приходилось не покладая рук».

Полеты шаттлов закончились в 2011-м, скафандр Нила Армстронга давно в музее. Но в ILC Dover продолжают использовать швей для изготовления космических скафандров. Единственное отличие — в коллективе появился мужчина.

«Основной принцип космического скафандра не изменился, — говорит историк компании ILC Dover Билл Эйри. — По большому счету те же самые скафандры с некоторыми модификациями используются и на Международной космической станции. И, безусловно, от них зависит человеческая жизнь. Если астронавт выйдет на космическую прогулку, а скафандр его подведет, то... Он должен выдерживать до шести-семи часов эксплуатации в открытом космосе. А то и все восемь».

Шитье по-прежнему используют в разных сферах космической индустрии. Автоматический аппарат «БепиКоломбо» совместной миссии Европейского космического агентства и Японского агентства аэрокосмических исследований сейчас летит к Меркурию, и у него на борту — рукоделие Ивонн Майер, специалистки из аэрокосмической компании RUAG (Австрия).

Скафандры должны быть достаточно прочными, чтобы выдерживать долгие полеты, но и достаточно гибкими, чтобы космонавтам было в них удобно. Фото: NASA
Скафандры должны быть достаточно прочными, чтобы выдерживать долгие полеты, но и достаточно гибкими, чтобы космонавтам было в них удобно. Фото: NASA

NASA Скафандры должны быть достаточно прочными, чтобы выдерживать долгие полеты, но и достаточно гибкими, чтобы космонавтам было в них удобно.

Майер начинала карьеру в школе дизайна. «Мне никогда не была интересна одежда, — говорит она. — Куда увлекательнее делать что-то, связанное с техникой. Поэтому я шью теплоизоляцию для космических аппаратов».

Дело рук Майер — защита инструментов космического аппарата от температур вплоть до 450 °C (842 градуса по Фаренгейту).

«Мы пользуемся специальными швейными машинами с длинными рукавами, и если есть места, до которых машине не дотянуться, мы шьем вручную. И если материал слишком толстый, мы тоже вынуждены шить вручную».

«Сестры по швейной машинке», наконец, заслужили почет и признание. Все они прокладывают свой стежок прямо к звездам.

Больше фотографий космоса в нашей галерее:

https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/1786b1e995feedfdcc32873f8ca013a3/1229102/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/77a72b4127118af038adfbc778dab112/1229100/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/baf8b1becd49abed0750c447adfeae7c/1229141/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/b017cbb7474ae00c20e9e2561145f44b/1229142/
53фотографии

Это тоже интересно:

Контент недоступен