79% абонентов домашнего интернета не планируют пользоваться бесплатным доступом к социально значимым сайтам из списка Минкомсвязи, следует из опроса AC&M Consulting (результаты есть у «Ъ»). Он проводился с 30 марта по 11 апреля в 24 городах семи федеральных округов среди 1,5 тыс. пользователей домашнего интернета.
35% опрошенных объяснили отсутствие интереса к бесплатному доступу тем, что у них безлимитный интернет, 23% отметили, что их оператор и так не будет отключать доступ в случае неоплаты счета за апрель. «Совершенно точно» или «скорее всего» воспользуются бесплатным доступом 21% абонентов. При этом из всех опрошенных только 36% слышали об этой инициативе.
Согласно приказу Минкомсвязи от 31 марта, в рамках эксперимента предоставлять абонентам бесплатный доступ к 391 ресурсу при отрицательном балансе на счете с 1 апреля по 1 июля будут «Ростелеком», «ЭР-Телеком» (бренд «Дом.ru»), МТС, «МегаФон» и «Вымпелком». Затем требования предполагается распространить и на мобильный интернет. Принятие мер объясняется в том числе необходимостью информационной поддержки граждан в условиях коронавируса.
Вторым по популярности вариантом, по его словам, было предложение сделать бесплатным WhatsApp, который оказался самым востребованным средством коммуникации, а третьим — субсидирование от 50% до 100% абонентской платы за интернет за март и апрель. Также 72% респондентов сообщили, что в период самоизоляции значительно вырос именно просмотр видеоконтента, а примерно 45% в числе наиболее востребованных видеосервисов называли YouTube.
«К сожалению, меры, предложенные Минкомсвязью, оказались невостребованными, а потребовали только больше затрат операторов, которым было бы важнее обеспечивать бесперебойную работу сети при выросшем на 40% трафике», — считает эксперт.
Впрочем, пока операторам удается обеспечивать качество связи: согласно опросу, на проблемы с домашним интернетом пожаловались только 0,7% абонентов.
Пользователи не видят необходимости в бесплатном доступе к отдельным сервисам в домашнем интернете именно потому, что в подавляющем большинстве случаев у них безлимитные тарифы, отмечает гендиректор «ТМТ Консалтинга» Константин Анкилов. При этом сейчас востребованы в первую очередь сервисы, которые позволяют экономить на сотовой связи, как тот же WhatsApp, считает руководитель Content Review Сергей Половников.
Востребованность же YouTube он объясняет тем, что, в отличие от ряда онлайн-кинотеатров, на нем нет необходимости регистрироваться, оставляя данные банковской карты. Это демонстрирует, что отечественные сервисы даже с учетом поддержки властей и операторов связи не выдерживают конкуренции по удобству и уровню предоставляемого контента, полагает господин Половников.
Сами операторы связи ранее уже указывали на необходимость компенсаций из бюджета на поддержку бесплатного доступа к сайтам.
При этом результаты опроса подтверждают, что операторы подготовились к обеспечению устойчивой работы сетей в условиях повышенной нагрузки, отмечают в «Ростелекоме». В «ЭР-Телекоме» подтверждают, что среди клиентов востребован развлекательный контент, соцсети и сервисы, в том числе отнесенные к социально значимым. В МТС и «Вымпелкоме» напомнили, что не ограничивают доступ к домашнему интернету при отрицательном балансе и следят за нагрузкой на сеть.
Юлия Тишина
Это тоже интересно: