Суть проекта
В среду, 14 апреля, Mastercard, российский производитель бесконтактных платежных устройств ISBC и европейский разработчик услуг по токенизации Fidesmo запустили первый совместный продукт в России — брелок с функцией бесконтактной оплаты ISBC Pay. Об этом говорится в совместном сообщении компании, поступившем в РБК.
Как пояснил РБК управляющий директор ISBC Никита Кожемякин, в отличие от других брелоков для оплаты, которые есть на рынке, в рамках совместного проекта клиенты смогут привязать к устройству карту Mastercard любого участвующего в проекте банка, удалять ее и подключать карту другого банка. Через месяц-два появится возможность привязать карту также к ремешкам для механических часов и другим предметам, рассказал он.
Участники
ISBC — российская группа компаний, которая специализируется на RFID-технологиях, системах безопасного доступа и смарт-картах. В группу входят зарегистрированные в Зеленограде ООО «Интеллектуальные системы управления бизнесом», ООО «Кредис», ООО «Смарт Системз» и другие юрлица. Основатель — бизнесмен Иван Демидов.
Группа начала продавать брелок с меткой RFID в 2015 году, изначально на него можно было записать функцию пропуска в офис, транспортные и бонусные карты и др. В 2018 году ISBC сертифицировала брелок как платежное средство в Mastercard и Visa, после чего начала продавать их в Австрии. В 2019—2020 годах было несколько проектов с отдельными банками в России, когда они выпускали брелоки со своей картой. Изначально устройство продвигалось под брендом AIRTAG Pay, но осенью 2019 года ISBC продала эту торговую марку Apple.
С 2015 года ISBC произвела более 7 млн носимых RFID-устройств для разных сфер применения, приводятся в сообщении слова Ивана Демидова. Он приводит данные Strategy Analytics, согласно которым в 2020 году рынок носимых устройств в мире вырос на 37%, до 527 млн штук. ISBC не раскрывает, сколько рассчитывает заработать на проекте. Лишь объясняет, что при продаже брелока ISBC будет отчислять часть суммы Fidesmo.
Mastercard — одна из крупнейших международных платежных систем. Доля в России не раскрывается, но, по данным Федеральной антимонопольной службы, на 1 января 2019 года доля активных карт Mastercard составляла 36%. Директор по развитию цифрового бизнеса Mastercard в России Дмитрий Тартышев отметил, что проведенный ими опрос показал, что оплата в одно касание является самым предпочтительным способом расчета за офлайн-покупки для 70% респондентов в России.
По словам лидера направления «Ежедневный банкинг» банка «Открытие» Алексея Перова, сейчас карту банка в зависимости от платежной системы можно подключить к смартфону, отдельным моделям часов и фитнес-браслетов.
Представитель ПСБ отметил, что они работают со всеми крупными сервисами безналичной оплаты с помощью NFC (технология бесконтактной оплаты).
«В большинстве случаев сотрудничество с сервисами строится на бизнес-моделях без комиссионных, в формате win-win: поставщик платежного сервиса предоставляет подходящее для клиента устройство (форм-фактор) и продвижение на рынке, а банк поддерживает востребованный способ платежа», — рассказал он, добавив, что Россия в числе лидеров как по цифровизации, так и по количеству карт, привязанных к платежным сервисам.
Так, у ПСБ около 20% оборота по торговым операциям с картами составляют токены.
Перспективы и риски
Представители ISBC и участвующих в проекте банков называют в числе преимуществ брелока как средства оплаты то, что ему не требуются доступ в интернет и подзарядка, на нем нет маркировки и персональных данных владельца.
«Банковскую карту можно забыть дома, телефон может разрядиться — в таких случаях пригодится брелок с функцией оплаты. Можно выпустить несколько таких брелоков и дать детям; если они его потеряют, ничего страшного не случится — на брелоке нет платежных реквизитов, его можно заблокировать, не блокируя саму карту», — рассказал Никита Кожемякин. Кроме того, брелоки можно брендировать, что может быть важно для определенных категорий пользователей, например футбольных фанатов или детей.
Он указал, что различные платежные сервисы, в том числе ISBC Pay, предназначены для разных сегментных групп. Смартфоны, смарт-часы — с модулем NFC — это довольно дорогое оборудование, тогда как стоимость брелока составляет 1490 руб.
По прогнозу Кожемякина, в России до 10% владельцев банковских карт Mastercard могут стать пользователями подобных устройств. Руководитель блока развития розничного бизнеса и дистанционного обслуживания Россельхозбанка Юлия Деменюк ожидает, что к концу текущего года три из четырех платежей будут совершаться с помощью платежных инструментов, альтернативных банковским картам. Причем доля бесконтактных платежей, совершаемых с помощью смартфонов и современных платежных устройств, будет только увеличиваться. «Пластиковые карты по большей части давно замещены телефонами и “умными” часами. Чем больше у клиентов будет выбора в форм-факторе, который можно использовать для оплаты, тем активнее бесконтактные технологии оплаты будут замещать классические пластиковые карты», — согласен представитель Альфа-банка.
Руководитель направления исследований Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики Сколково-РЭШ Егор Кривошея согласен, что «россияне любят» бесконтактные способы оплаты, и чем больше у клиента форм-факторов, тем больше гибкости и вероятности использования безналичных, а не наличных платежей в самых разных сценариях.
«Если банки будут запускать технологию за свой счет, то есть не заставляя клиента платить за брелоки, это может быть приятным и необычным бонусом к карте, — рассуждает Кривошея. — Если же брелок будет продаваться, технология может остаться нишевой и заинтересовать энтузиастов безналичной оплаты». Он отметил, что существует множество других форм-факторов: перчатки, одежда, кольца, браслеты, но в ближайшее время они вряд ли вытеснят карты или смартфоны как средство оплаты, поскольку в большинстве случаев каких-то существенных отличий между этими способами нет.
«Однако в пандемию из-за масочного режима у клиентов появилось новое неудобство: лицо в маске не распознается смартфоном. Это может подстегнуть спрос на брелоки и другие носимые форм-факторы, которые не требуют биометрической идентификации по лицу», — оговорился эксперт.
Руководитель департамента эквайринга, вице-президент ВТБ Алексей Киричек отметил, что сейчас в России основным конкурентом пластиковой карты являются различные токенизирующие системы на мобильных телефонах — через них проходит порядка 40% бесконтактных платежей. «Если говорить о полном отказе от физических носителей оплаты, то наиболее перспективной технологией представляется развитие биометрии, а также выпуск цифровых карт», — указал он.
По данным ЦБ, в 2020 году доля безналичных платежей в торговом розничном обороте составила 70,3%. По итогам 2020 года россияне активно использовали 209,5 млн карт, свидетельствует статистика ЦБ. Монополистом на этом рынке был Сбербанк — он выдал 138 млн банковских карт. Представитель этого банка не ответил на вопрос РБК, есть ли у него планы присоединиться к проекту.
Это тоже интересно: