Если деньги переведены через приложение по номеру телефона или карты
В таком случае платеж проходит сразу, поэтому отправитель может только связаться с получателем, объяснить, что перевел деньги ошибочно, и попросить вернуть эту сумму.
Если вы не знаете, как связаться (например, переводили по номеру карты), отправьте рубль по этим же данным с сообщением, в котором объясните ситуацию. В этом случае есть вероятность, что вам переведут деньги назад.
Если деньги переведены через сотрудника банка
Такая операция проходит не мгновенно, поэтому можно обратиться в банк и объяснить ситуацию. Если платеж еще не успел пройти (иногда это занимает несколько часов), то его можно будет отменить.
Кстати, если вы указали несуществующие реквизиты, средства вернутся к вам через некоторое время без дополнительных усилий с вашей стороны.
Если получатель отказывается переслать деньги назад
Выход один — нужно обратиться в суд. Учтите, что вам нужно будет доказать, что перевод сделан по ошибке. Доказательством может быть выписка более ранних переводов по реквизитам, которые несущественно отличаются от тех, что вы использовали в тот ошибочный раз.
Можете также запросить детализацию звонков у сотового оператора, которые подтвердят, что вы не общаетесь с получателем, и у вас нет оснований переводить ему что-либо.
Получатель, в свою очередь, должен будет доказать, что имел право на получение этого платежа: например, что оказывал вам услуги или давал деньги в долг.
Ответственность за перевод и правильность указания реквизитов лежит на отправителе. Поэтому в самом факте получения чужих денег, естественно, вины получателя нет. Однако если он потратит эти деньги, его можно будет привлечь к ответственности за незаконное присвоение чужих средств.
Если вы не знаете получателя платежа и не можете никаким образом получить эту информацию, обратитесь в банк получателя с просьбой предоставить данные владельца карты. Вам могут отказать, ссылаясь на закон о банковской тайне и персональных данных. В этом случае ответчиком по вашему делу будет банк.
Тем не менее банк может и предоставить данные о владельце, чтобы избежать взыскания. Дальше можно будет связаться с ним напрямую или настаивать на том, чтобы именно банк компенсировал вам ошибочный платеж (либо суд произведет замену ненадлежащего ответчика).
В суде апеллируйте к тому, что владелец карты, на которую вы ошибочно перевели деньги, не имел права на получение этих средств, а, следовательно, у ответчика возникло неосновательное обогащение (ст. 1102 Гражданского кодекса РФ).
Как показывает практика, часто решения выносятся именно в пользу истцов, так что у вас есть все шансы вернуть свои средства.
Некоторым пользователям не помешало бы подружиться с современными технологиями, включая различные приложения и сами гаджеты. Посмотрите на примеры, подтверждающие это: