Загадочные металлические бочки за свое относительно недолгое существование в городских подземках успели породить самые разные слухи. Пассажиры часто используют их в качестве лавочек или подставки для багажа, но об их истинном предназначении до сих пор известно немногим. Так, например, некоторые считают, что стальные конструкции нужны для хранения инвентаря работников метрополитена. По другой версии бочки напичканы электроникой для управления освещением и многочисленной автоматикой подземки.
Есть и более забавное предположение. Из-за натянутого сходства с классическими печами-буржуйками некоторые москвичи всерьез полагают, что бочки в метро установлены в качестве альтернативного источника отопления. Так для чего же они установлены на самом деле?
Малышка на миллион
Догадаться о действительном предназначении этих конструкций можно, узнав их рыночную стоимость. Несмотря на довольно скромные габариты, согласно открытым источникам, цена одной такой конструкции на момент поставок в Московский метрополитен в 2017 году составляла около 1,2 млн рублей.
Здесь любому становится очевидно, что обычное хранилище для путевых молотков и лапчатых ломов столько стоить просто не может и у бочек должна быть гораздо более важная функция. И она действительно есть — каждая такая бочка является неотъемлемой частью системы безопасности метро и в случае чрезвычайной ситуации нужна, чтобы спасать жизни пассажиров.
Бочка представляет собой взрывозащитный контейнер (ВЗК) из бронированной стали и способна выдерживать взрыв до 3 кг в тротиловом эквиваленте. Если говорить еще проще, то каждая бочка — это своего рода ящик для бомб, который в случае реальной угрозы способен минимизировать урон от поражающих осколков и тем самым спасти множество жизней.
Когда полицейские или сотрудники службы безопасности метрополитена обнаруживают подозрительный предмет, то по инструкции немедленно должны поместить его внутрь ВЗК и вызвать саперов. Прибывшие на место специалисты оценивают степень опасности предмета и в случае реальной угрозы вывозят контейнер на полигон, где происходит разминирование или контролируемый подрыв.
А что в других городах?
В Московской подземке на сегодняшний день установлено уже около 300 таких бочек. Есть они и в других городах: в Питерском, Нижегородском, Казанском и Новосибирском метрополитенах. Однако не везде контейнеры стоят на виду. В том же Петербурге они скрыты от обычного обывателя в подсобках, за исключением станции метро Купчино, где они также стоят открыто на выходной платформе. Главное же отличие Питерских ВЗК от Московских в способности первых противостоять не только взрывчатым веществам, но и химическому оружию.
Новосибирские ВЗК, в отличие от Питерских и Московских «собратьев», имеют вертикальную загрузку, что является дополнительной степенью защиты для пассажиров. В том случае, если мощность взрыва превысит защитные возможности ВЗК, осколки в первую очередь будут направлены вверх, а не полетят в разные стороны.
Теперь вы знаете, для чего на самом деле нужны странные бочки в метро.