Создание подвижного БЖРК 15П961 «Молодец» с межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) стартовало в середине 1970-х годов, говорится на сайте Минобороны России. За разработку комплекса отвечало КБ «Южное». Генеральным конструктором ракеты назначили Владимира Уткина. Его брат Алексей помогал в проектирование стартового комплекса и вагонов.
Что получилось
БЖРК представлял собой железнодорожный состав с МБР РТ-23УТТХ (15Ж61). Обозначение по классификации НАТО — SS-24 Sсаlреl Моd 3. Комплекс состоял из следующих частей:
- три трехвагонных пусковых модуля с МБР;
- командный модуль в составе 7 вагонов;
- вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов;
- два тепловоза ДМ-62.
Таких составов было 12 штук. В них входило 17 вагонов, они были замаскированы под обычные пассажирские, почтовые или грузовые. Они курсировали по СССР и могли стрелять с любой точки маршрута, причем даже электрифицированные железные дороги не были помехой: БЖРК оснастили высокоточной навигационной системой, а железнодорожные пусковые установки — особыми устройствами закорачивания и отвода контактной сети (ЗОКС). Каждый из трех пусковых модулей мог выполнять свою задачу как в составе поезда, так и автономно.
Тактико-технические характеристики 15П961 «Молодец» с МБР 15Ж61
- Дальность стрельбы: 10 100 км;
- Мощность заряда головной части: 10 х 0,43 Мт;
- Вес головной части: 4 050 кг;
- Длина (с ГЧ): 23 м;
- Длина (без ГЧ): 19 м;
- Диаметр корпуса ракеты: 2,4 м;
- Стартовый вес: 105 т;
- Скорость движения: 80 км/час;
- Длина, ширина и высота пусковой установки: 23,6 м / 3,2 м / 5 м.
Что стало с БЖРК
Последний «Поезд No 0» — народное название замаскированных БЖРК — сняли с боевого дежурства в 2005 году. Почти все составы решили утилизировать, и только два сохранились до наших дней. Их передали на хранение в музеи.
Смотрите, какими разработками пополнился список современного российского оружия. Лучшая военная техника показана в нашей галерее: