Основные тренды рынка мобильных приложений 2013 года

Distimo — ведущий аналитический сервис по мобильным приложениям. 18 декабря голландская компания опубликовала результаты исследований рынка Google Play и App Store за весь 2013 год.

По данным Distimo, App Store — самый доходный магазин приложений. В любой отдельно взятый день в ноябре 2013 года общая выручка по 200 самым кассовым iOS-приложениям превосходила $18 млн. В Google Play средняя дневная выручка — $12 млн. При этом Distimo отмечает, что год назад ежедневная выручка в App Store равнялась $15 млн, а в Google Play — $3,5 млн. Разрыв между магазинами неуклонно (и быстро) сокращается.

Основные доходы поступают от условно-бесплатных приложений. В начале 2013 года доходы от freemium-приложений в App Store составляли 77%, а в Google Play — 89%. В конце года доходы от freemium-приложений в App Store составили уже 92%, а в Google Play — 98%. Тем не менее доля условно-бесплатных приложений в общем пироге доходов падает в зависимости от категории приложений. Среди игр App Store 90% доходов поступают от условно-бесплатных приложений. Среди мессенджеров и клиентов социальных сетей 88% прибылей — тоже от условно-бесплатных приложений. Но среди читалок цифра доходов от фритуплея падает до 77%, среди развлекательных видеоприложений вроде «сфотографируй себя в виде кота» — до 68%, и среди музыкальных приложений — до 65%. Среди текстовых редакторов и тому подобных приложений из категории «Производительность» в App Store так и вообще доминируют платные программы. В ноябре в магазине Apple от них поступило 70% доходов. Среди картографических и навигационных приложений в ноябре 55% доходов поступило от платных программ.

По оценке Distimo, 63% общих доходов от приложений в App Store обеспечивают игры. Напомним, что 90% этих игр — условно-бесплатные. Таким образом, 56,7% всех денег в App Store уходит на микротранзакции. Как отмечает газета The Guardian, с июня по октябрь 2013 года Apple выплатила разработчикам iOS-приложений 3 миллиарда долларов. Если прибавить к этой цифре 30% отчислений, уходящих Apple с каждого приложения, то в месяц на iOS-приложения тратят $1,1 млрд. Из этой суммы $608 млн уходит только на условно-бесплатные игры. (Согласно отчету британской аудиторско-консалтинговой компании Ernst & Young, в России игры составляют 97% рынка платных приложений.)

В агрегированном общемировом Distimo-топе самых доходных приложений за 2013 год для App Store первые пять позиций занимают условно-бесплатные игры. Первое место оккупировала социальная стратегия Clash of Clans, второе — пазл Candy Crush Saga, третье — фермерский симулятор Hay Day, четвертое — японский ролевой пазл Puzzle & Dragons (в России недоступный), пятое — градостроительная стратегия The Hobbit: Kingdoms of Middle-Earth.

В мировом топе самых кассовых приложений Google Play доминируют Candy Crush Saga (1-е место) и Азия. Второе место — у Puzzle & Dragons. Третье занимает японский бесплатный мессенджер LINE: Free Calls & Messages, также используемый в качестве игровой платформы (см. ниже). Четвертое — безумный корейский шутер DragonFlight for Kakao, пятое — пазл LINE POP c мишками и зайчиками из мессенджера LINE: Free Calls & Messages.

Если говорить о географическом срезе, то самым доходным рынком приложений в 2013 году остались США. Ближайшие конкуренты — Япония, Южная Корея, Великобритания и Китай, а уж затем континентальные европейские страны. Россия по объему выручки заняла 10-е место. Активнее всего в 2013 году рос азиатский сектор рынка: в Южной Корее рынок мобильных приложений вырос на 759%, в Китае — на 280% и в Японии — на 245%.

По данным международной консалтинговой компании J'son & Partners, объем рынка мобильных приложений в мире на конец 2013 года составляет $16,3 млрд. В 2016 году цифра должна увеличиться до $65,8 млрд. Объем рынка мобильных приложений в 2013 году в России составил 8 миллиардов рублей. К 2016-му он должен достигнуть 38 миллиардов рублей.