Как раскрутить App Store на деньги

The Fleas — черно-белая игра для iOS, в которой надо давить мультяшных блох. Она нормально смотрелась бы среди бесплатных поделок App Store пятого или шестого эшелона. Но, во-первых, эта игра платная. Во-вторых, она стоит 32 990 рублей. В-третьих, в ней есть микротранзакции — комплект для поражения блох электричеством стоит дополнительные 33 рубля.

Игру разработала компания Vhlamlab (каково название!), состоящая из одного человека — проживающего на Кубе украинца Сергея Грачова. 10 января сайт The Unofficial Apple Weblog пообщался с разработчиком. Грачов поделился с TUAW стратегией монетизации чартового алгоритма App Store. По словам Сергея, сам он этим методом не пользовался, но «часто наблюдал его в действии».

Все дело в том, что положение игр и приложений в топах App Store высчитывается с помощью секретного алгоритма. Летом 2013 года маркетинговая компания Fiksu провела целое исследование, в ходе которого были выявлены два серьезных изменения механизма ранжирования продукции магазина. Во-первых, в 2013 году Apple наконец-то начала принимать во внимание пользовательские рейтинги при составлении топов. Раньше учитывалось только количество скачиваний. Во-вторых, топы теперь обновляются каждые три часа. Раньше обновление происходило практически в реальном времени — каждые 15 минут, — что вызывало жуткие флуктуации топов. Изменения направлены на то, чтобы в топах отображались самые качественные игры и приложения.

На самом деле, конечно, высокий рейтинг достаточно легко купить (но это предмет для отдельного разговора). В самом алгоритме тоже бывают отклонения. В российском топе из двухсот самых продаваемых игр и приложений есть одно приложение с рейтингом в одну звездочку (World of Tanks 3), два приложения с рейтингом в три звездочки («1000 великих книг, которые нужно прочесть» и Puffin Web Browser) и одно с рейтингом в три с половиной звездочки (Adobe Photoshop Touch). Но вы правда думаете, что остальные 196 приложений заслуживают свои четыре и четыре с половиной звезды?

Накрутить счетчик загрузок можно при помощи роботов... ну а Сергей Грачов рассказал TUAW о механизме покорения топов самых продаваемых и самых кассовых приложений. Сначала какое-то совершенно невзрачное приложение в App Store вдруг начинает продаваться за максимальную цену в $999,99. Затем разработчик переводит большую сумму денег — для примера Сергей называет $10 000 — подставному лицу. Это лицо покупает 10 копий приложения — на все деньги. $7000 возвращаются оригинальному разработчику. $3000 уходят Apple как отчисления. Алгоритм App Store фиксирует, что оборот приложения составил $10 000. Ваше приложение «как по-волшебству» (по выражению Сергея) появляется в топе кассовых приложений — а может быть, и в топе платных приложений. Фактически, занеся Apple $3000, вы покупаете себе место в топе — где-то с 13-го по 18-е. Получив место в топе, вы опускаете цену до одного-двух долларов — и вашу игру или приложение покупают из топов в течение пары часов, пока оно не уйдет обратно в пучину однодолларовых приложений. От этих часа-двух зависит, окупятся ли ваши исходные $3000.

В разное время в прошлом цена The Fleas составляла $299, $99 и $0,99; одно время приложение вообще было бесплатным. Но Грачов говорит, что с цены в 32 тыс. 990 руб. уже не сдвинется — просто потому, что игру у него за эти деньги покупают (!). И мы бы не поверили (совсем), кабы не слышали сами фразу «Infinity Blade проходится за двести долларов». Вероятно, кто-то из тщеславия способен «занести» и тысячу.