«Есть некоторые отрасли, которые первыми начинают ощущать холодное дыхание кризисных времен, есть те, кто последними, — сотовый ритейл немного ближе к тем, кто первыми... Потребитель, после того, как заплатит квартплату, купит колбасу, понимает, что в кошельке ничего не осталось»
Президент «Евросети» говорит о том, что падение спроса на смартфоны и телефоны снижается, однако это не связано с насыщением рынка. Основной причиной он называет высокие цены на другие, более необходимые блага, что при актуальном уровне зарплат негативно сказывается на продажах мобильных устройств, подтверждая, таким образом, повышенную чувствительность ритейла к не самым лучшим временам для экономики.
«Онлайн-торговля — это будущее»
Александр Малис уделил много внимания интернет-рознице, отметив перспективность этого направления, в частности его удобство для потребителей. Однако он подчеркнул, что сейчас этот вид деятельности малоприбыльный, не в последнюю очередь из-за контрабандной и контрафактной продукции. «Евросеть» выполняет в онлайне минимальную активность, поскольку офлайновая розница является сейчас более привлекательной для покупателей.
«Так устроен механизм регулирования в России, что онлайн заполнен контрабандой и контрафактом»
По его оценкам, каждый второй телефон, купленный в интернете, относится к таким устройствам. Он подчеркивает, что «Евросеть» в сильную конкуренцию в онлайне не вступает, так как это просто выкидывание денег, если работать честно и платить все налоги, чего большинство таких продавцов, по его заявлению, не делает. Он оценивает этот рынок до 30 % в пиковые месяцы, когда на рынок выходят новые устройства. При этом он отмечает, что такая большая доля приходится на "серый" рынок из-за того, что правительство занимается сейчас другими вопросами. В качестве примера значимости государства в этом вопросе Малис делится опытом — в 2009 году суммарно на контрабанду и контрафакт приходилось, по его оценкам, около 1%.
«Я уверен, что в связи с кризисом мы две трети онлайн-игроков сегодняшних не увидим уже через несколько лет»
Малис утверждает, что онлайн заполнен компаниями, которые работают на бесконечное будущее, вытягивая деньги из инвесторов на развитие, но так и не начинают приносить прибыли. Особенно, если речь идет о торговле некачественной продукцией. Как пример он приводит восстановленные устройства, которые продаются под видом новых, а также откровенные подделки.
«Налоговая нагрузка в нашем секторе может достигать до 10% от выручки. Это больше, чем прибыль»
Именно проблема высоких налогов повлияет на небольшие компании, которые неспособны обеспечить большой оборот, в тяжелые для рынка времена. Комментируя ситуацию непосредственно в «Евросети», президент компании отмечает: «Фактически, мы работаем на акционеров меньше, чем на государство».
«Я с удовольствием "упру" любую хорошую идею у конкурентов»
Обсуждая совместные проекты с другими компаниями, а также решения конкурентов, Александр Малис говорит о том, что хорошая идея важна для рынка, а конкуренция будет стимулировать развитие данных услуг.
«В условиях, когда ты не знаешь, что будет завтра, очень глупо свой бизнес увеличивать. Я не считаю, что 2015 год будет хорошим, но просто мы не знаем, насколько он будет плохим... он может быть, например, катастрофическим»
Расширяться компания в ближайшее время не планирует из-за сложной экономической ситуации и рынка мобильного ритейла в частности. Сложность прогнозирования того, куда будет двигаться рынок в ближайшее время и насколько сильно отобразится экономика на нем, ограничивает компанию еще сильнее в этих вопросах.
«На полных парах идет корабль, загруженный порохом, у него на верхней палубе пожар...так выглядит вся наша российская экономика»
Этими словами глава компании выражает необходимость активно работать над тем, как обезопасить бизнес от сильного потрясения, которое совсем скоро может произойти.
«Я лично помощи от государства не жду уже лет, как минимум, 10-15, потому что понимаю, что ее не будет...но очень надеюсь, что [государство] не будет мешать»
Обсуждая возможные варианты содействия ритейлу со стороны государства, Александр Малис говорит, что лучше надеяться на себя и ничего не просить. «С государством желательно иметь отношения только в виде платежа в налоговую инспекцию», — отшучивается он.
«Мне лениво изучать технологии. Я сижу на Apple, прекрасно понимая, что это отсталый телефон. Просто я привык».
В завершение беседы был затронут более приземленный аспект — личные устройства. Малис заверяет, что не пользуется ничем, кроме своего смартфона, когда он находится вне офиса. На работе же он отдает предпочтение настольному компьютеру, к которому подключены четыре монитора. Однако свой консервативный подход к технике он считает плохим примером, что неудивительно, если учесть, какую компанию он возглавляет.