Совместная команда российских и американских гельминтологов столкнулась при изучении образцов почвы из вечной мерзлоты с невероятной находкой. Зоологам удалось обнаружить древних нематод. Метод сравнительной морфологии и анализ 18S рРНК червей показали, что принадлежат они именно к этому, считавшемуся вымершим, виду. Журнал Doklady Biological Sciences вышел со статьей, посвященной сенсационному открытию, также публикация была выпущена в отечественных «Докладах Академии наук».
В начале нулевых из заповедника Дуванный Яр в низовье Колымы в Москву были доставлены многочисленные образцы мерзлого грунта. Почвенные нематоды были найдены в двух из трехсот проб. Но поразило ученых другое: размороженные черви внезапно ожили! Они функционировали и искали пищу так же, как их современные собратья. Более того, нематоды из партии, обнаруженной в 2015 году у реки Азалея, также вернулись к жизни, что позволило специалистам задуматься об устойчивой тенденции. Колымским червям по оценкам гельминтологов — около тридцати тысяч лет, азалейским — около сорока. Таким образом, «находки» жили в эпоху плейстоцена.
Известно, что многие черви размножаются исключительно при помощи партеногенеза. Возможно, поэтому были найдены только самки. Особи на вид отличались друг от друга, и ученые сделали вывод, что перед ними — не одно семейство нематод. Рибосомный анализ установил конкретные рода «девушек»: Panagrolaimus и Plectus.
Конечно, самое интересное в находке — сама возможность выжить и пробудиться в полноценно функционирующем теле спустя десятки тысяч лет (что, кстати, делает найденных нематод самыми пожилыми дамами на Земле). Конечно, устойчивость червей к низким температурам для ученых не сюрприз. Но таких результатов, конечно, не ожидал никто.
Примеры подобного долголетия существуют и в ботанике: там же, на Колыме, в норах сусликов были найдены семена смолевки из семейства гвоздичные. Из семян, возраст которых также составлял десятки тысяч лет, впоследствии выросли полноценные растения. Так в чем же секрет — в растениях, животных или все-таки в земле? Если в последней, шутка «Приезжайте к нам на Колыму» — кажется, вовсе уже и не шутка...