Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Рассылка
Получайте главные новости дня от Hi-Tech Mail.Ru
, Источник: Forbes

Интернет из космоса: что скрыл Илон Маск о запуске Falcon Heavy

SpaceX точно следует инвестплану, для которого полеты на Марс не в приоритете. Это лишь прекрасное шоу для энтузиастов. Настоящая цель — космический интернет, раздаваемый всему человечеству с орбиты.

Запуск сверх-тяжелой ракеты Илона Маска произвел глобальный оглушительный эффект своей зрелищностью. Манекен в родстере, трек Боуи, синхронно приземлившиеся блоки первой ступени — все это произвело впечатление фантастического шоу. Голливудский масштаб постановки доставил огромное удовольствие всем фанатам Маска, однако (и это, в каком-то смысле тоже было и целью) заслонил истинные бизнес-масштабы произошедшего.

Начнем с того, что Илон Маск воспринимается широкой публикой как дерзкий мечтатель, мечтающий переселить человечество на Марс. Умело подогревая образ в меру чокнутого, в меру прагматичного предпринимателя, Маск фокусирует на себе глобальное внимание и чрезвычайно эффективно его капитализирует. Однако, внимательно прочтем, в какую же собственно задумку он положил свои собственные первые $100 млн в далеком 2006 году? Звучало ли там слово Марс? Да, но скорее как курьез. С первого дня целью компании была обозначена великая и крайне прагматичная цель — космический интернет, раздаваемый глобально всему человечеству.

Запуск Falcon Heavy. Фото: Flickr / Space X / Public Domain

Идея низкоорбитального интернета сразу захватила умы наиболее прозорливых инвесторов Кремниевой долины. Уже 10−15 лет назад они понимали, что человечество нуждается в единой глобальной сетевой инфраструктуре. Доступной и в мегаполисе, и в пустыне. И хотя весь хайп с «интернетом вещей» и тотальной роботизацией был еще в зачатке, было понятно, что вынесение в космос ключевой инфраструктуры связи — это мега-проект.

Сразу были прикинуты и технические параметры, в частности, стало понятно, что повесить удобные геостационарные спутники, которых для глобального охвата нужно с десяток — увы, не получится. Слишком долго сигнал будет путешествовать в космосе, и пинг превысит все разумные значения. Ни для промышленного применения, ни для транспорта, ни тем более для массовых компьютерных игр и социальных сетей такая задержка неприемлема. А потому стало понятно, что космический интернет будет низкоорбитальным, а следовательно — спутников должны быть сотни и даже тысячи!

Откуда деньги у SpaceX

Первыми инвесторами после Маска стали его бывший партнер по PayPal Питер Тиль через свой знаменитый фонд Founders Fund, а также легендарный фонд Draper Fishman Jurvetson. Стив Юрветсон был первый, кто «разглядел Маска», и был одним из первых инвесторов в его проекты — SpaceX и Tesla. Он же, к слову, — один из авторов «электронного государства» в Эстонии, обладателем электронного паспорта номер 1 он и является.

За последующие годы, в 9 раундах, SpaceX привлекла уже $1,6 млрд инвестиций в капитал (и это не считая грантов и других денег, прежде всего от NASA и иных госорганизаций). И в числе инвесторов — практически вся элита Кремниевой долины. А текущая оценка компании уже достигла $21 млрд.

В предпоследнем раунде на $1 млрд инвестором стала компания Google, которая на данный момент внесла наибольший вклад в проект низкоорбитального интернета. И проект развивается полным ходом! Планируется, что он начнет приносить доход в $5 млрд уже в 2020 году, а к 2025 он вырастет до $35 млрд! Это к слову означает, что многотысячная группировка спутников (называются разные цифры от 2200 до 4000 спутников) должна быть массово выведена в период до 2020 года. И как мы видим — сроки, в целом, выполняются. С возможным сдвигом в 1 — 2 года.

Фото: Flickr / Space X / Public Domain

Вслед за SpaceX о проектах такого масштаба заявил британский проект OneWeb, за которым стоит Ричард Бренсон и калифорнийский гигант Qualcomm, с такими же инициативами выступил Samsung и китайские космические компании. Количество выводимых спутников в этих констелляциях поражает воображение — по последним данным OneWeb планирует запуск 640 спутников, которые будут развернуты буквально за несколько лет (планы постоянно плывут, но ожидается, что это произойдет не позднее 2020 года). Кстати, долгое время основной «рабочей лошадкой» для вывода этой констелляции планировались российские «Союзы». На данный момент OneWeb привлек $1,7 млрд в 3х раундах инвестиций, крупнейшим инвестором стал знаменитый SoftBank, вложивший $1,2 млрд в 2016 году.

Samsung заявил в свое время проект по выводу 4600 спутников к 2028 году, что также станет массовым космическим проектом. Параметры китайской группировки не озвучиваются, но они также будут весьма масштабны.

Небесный wi-fi

Что же мы видим? Из всех заявленных проектов только проект Илона Маска подразумевает, что он будет использовать собственные носители для выведения спутниковой группировки. Потому, кстати, мы имеем меньше информации о его проекте — ему не нужно заранее контрактовать пуски (хотя в утекших в WSJ документах мы видим планы по запуску по 50 Falcon 9 в год — то есть практически еженедельные запуски в течение 3 лет!). Иными словами, космическая интернет инфраструктура требует на порядок больше пусков, чем вся текущая космическая индустрия.

Заявленный вес спутников OneWeb составляет порядка 200 килограмм, что означает, что только этой нагрузки потребуется вывести 130 тонн. Группировка Маска будет в несколько раз «тяжелее». Китайцам и корейцам тоже понадобится выводить сотни тонн грузов, причем делать это практически ежегодно. Вот вам и ответ — откуда появился запрос на тяжелую и сверхтяжелую ракету, для которой раньше запросов и задач (кроме научно-престижных, таких как полет на Луну или Марс) не существовало.

Фото: Flickr / Space X / Public Domain

Как становится понятно, Falcon Heavy — это промежуточная ракета для долгосрочной стратегии SpaceX, именно потому она и не подавалась на сертификации NASA для доставок грузов на МКС и других задач. Для этого есть «космический извозчик» Falcon 9, из которого, собственно, как из кубиков, и собрана тяжелая ракета. Судя по всему, задача «тяжеловоза» — обеспечить скорый и надежный транспорт на орбиту спутниковой группировки Маска и развернуть космический интернет в заявленные сроки (и видимо — первыми в этой новой космической гонке). И с ракетой, которая может вывести 63 тонны на низкую орбиту — это существенная заявка на победу!

Итак, что же получается, Марс ни при чем, а красный родстер запулили в черный космос как в копеечку? И да, и нет.

Прагматичный инвестплан SpaceX, выполняемый пока весьма точно, никакого Марса не предполагает. Это все прекрасное шоу для энтузиастов. Однако уже в середине проекта стал понятен могучий синергетический эффект, который оказывает этот тренд на мировую космонавтику.

Космические инвестиции

Как только информация о планируемых массированных запусках спутниковых группировок «просочилась» в Долину, там начался бум инвестиций в космос. В 2014 и 2015 году наблюдался такой ажиотаж, что Space был самым быстрорастущим сегментом венчурных инвестиций. Были заявлены десятки проектов по малым спутниковым группировкам, которые предназначаются для дистанционного зондирования земли, поддержки навигации и других прагматичных задач. Прогнозируемое удешевление стоимости вывода сделали коммерчески привлекательными множество проектов, и начался бум создания микро и нано-спутников. Космическая индустрия получила второе дыхание, и тут уже принялась за совершенно амбициозные проекты.

К ним следует отнести такие сверхамбициозные проекты, как Planetary Resources и Deep Space Industries. Как следует из названия, компании предполагают добычу космических ресурсов на астероидах. Но с какой целью? Недавно это стало окончательно понятно. К слову, автор этих строк высказал почти год назад предположение об истинных планах этих компаний на заседании Экспертной коллегии Военно-промышленной комиссии, обсуждавшей Стратегию Роскосмоса. И да, вскоре после этого в блогах компаний эта гипотеза была подтверждена. В чем она?

Суть в том, что на повестку дня поставлена задача создания в космосе промышленной инфраструктуры — крупных орбитальных станций, способных к производству значительного количества различных изделий. Именно для решения этой задачи в космосе необходимо обеспечить добычу воды, кислорода, водорода (как топлива), а также материала для крупногабаритных конструкций. Откуда же их брать? Вариантов немного — или сборка и утилизация «космического мусора» (заброшенных и отработавших ресурсы спутников), Луна и околоземные астероиды (орбиты которых проходят недалеко от Земли, и которых в настоящее время обнаружено уже несколько тысяч).

Фото: Flickr / Space X / Public Domain

Какая из моделей развития орбитальной промышленности победит пока не понятно, однако, к этой, следующей вслед за «космическим интернетом» гонке уже начали готовиться. Прорабатывать технологические аспекты, формировать проекты, готовить носители. К слову, в России так же есть кое-какие перспективные наработки, а автор этих строк совместно с Сергеем Жуковым, руководителем AeroNet НТИ ведет их активный поиск, но все же, Россию эта гонка, будем честны, еще не коснулась.

Орбитальные производства пока не имеют своего «наполнения» — что именно производить в космосе будет выгоднее, чем на Земле, еще не понятно. Но тут сформировалась «обратная связь». Сама по себе возможность космического производства делает возможными (и счетным в инвестиционном плане) проекты по их разработке. К примеру, в России компания 3D Bioprinting Solutions при поддержке Роскосмоса планирует проведение тестовой печати органов человека в условиях невесомости. А ведь напечатать полый орган (например — сердце) из мягких тканей возможно только в невесомости. И если это удастся, то у огромного числа людей, ждущих пересадки, появится шанс получить напечатанное из клеток их собственного тела сердце, которое не будет отторгаться организмом!

Поделить бизнес в космосе

Проект «космического интернета» породил прорыв в удешевлении доставки грузов на орбиту. Снижение цены и появление «рынка доставки» сделало возможным планирование космического производства. Запуск десятков проектов по орбитальной добыче ресурсов и производству потянул за собой амбициозные планы космического строительства. И у космоса появилось будущее — как у гигантской инфраструктуры и индустриальной площадки. Об этом недавно заявил и Джефф Безос, еще один миллиардер, вкладывающий ежегодно по $1 млрд личных денег (он аккуратно продает на эти цели небольшой пакет своих акций Amazon).

И все же — при чем тут Марс?! Во-первых, это красиво! Во-вторых, это массово понятный бренд и цель. И в-третьих — до него земляне когда-нибудь долетят. Когда построят космические производства, способные собрать космический корабль на орбите. Когда удешевят доставку грузов на орбиту еще в 10−100 раз. Когда космос станет крупнейшей индустриальной площадкой. И когда в этом появится реальный практический смысл.

Пока же, под красивые презентации о Марсе, ведущие инвесторы и предприниматели мира делят ставший доступным пирог ближнего космоса. И планируют на этом сказочно обогатиться. Мы же, увы, в этом пока лишь зрители. И как показали последние дни — мы зрители, восторгающиеся мега-шоу, но не понимающие, а что оно собственно означает.

Читайте также: 

Расскажите друзьям о планах Илона Маска, для репоста нажмите на кнопку соцсети ниже
Вы подписались на рассылку.Отменить
Подписаться на рассылку
Комментарии
308
Veve Veve
В ответ на комментарий от Стройняшка История переписки
Стройняшка
Каким образом можно продать 100 тысяч машин, если выпущено чуть больше 10 тысяч? Насчет Крестовского - никто не сомневается, что там пилили деньги, поэтому сменили подрядчика, а с кого надо спросят. Но изначально там есть ошибки в расчетах затрат, потому как в этой местности и на этоц широте за заявленые изначально деньги построить было не реально. Насчет космической отрасли и текущей динамики - в 90-е не загнулась и сейчас этого не произойдет. Пара не удачных запусков еще не говорит об упадке отрасли. Маск может и предложил на данном этапе какие-то простые решения, но и никаких серьезных пусков у него толком не было. С Зумой облажался, последний рекламный пуск не в счет, потому что ничего он никому не доказал кроме того, что его ракета может взлетать и частично приземлится куда нужно. Так что чрезчур громкие фанфары для рядового события в общем-то. Насчет моста и завода - темы не знаю, поэтому комментировать не буду. Скажу только, что от просчетов чиновников (особенно из-за желания не сделать, а жопу лизнуть) никто не застрахован. Так было и так, увы, будет. Причем не только у нас в стране.
СсылкаПожаловаться
Откуда вы берете данные о 10-20 тысячах произведенных авто? 28425 было выпущено только в 4 квартале 17 года, перестаньте уже видеть то, что вы хотите увидеть, а не реальные данные.
Насчет Крестовского, это у вас данные из устаревших методичек. Строился он на месте другого стадиона, им.Кирова. Только полный олигофрен будет строить 2 стадиона на неподходящем месте. Во всем мире крытые стадионы даже с раздвигающейся крышей стоят 200-300-в редких случаях-500 миллионов евро. Причем в не менее дождливых и болотистых англиях, германиях и индианаполисах. И только в родимой отчизне умудрились распилить ажно МИЛЛИАРД. При этом на стадионе воняет мочой, трава на инновационном выдвижном поле вянет между матчами, а раздвижной потолок течет хуже, чем 50летняя хрущевка. И даже не самый именитый клуб в мире (Зенит) отказывается там тренироваться.
Да, в 90-ые космическая отрасль не загнулась, даже в 90-ые ученые и конструкторы умудрились создать РД-180, а вот в тучные нулевые, когда государство раздавало налево и направо нефтедоллары, задабривая население и стимулируя спрос на импортные товары, вместо инвестиций в собственное производство и технологии, ничего. Как летали на ракетах из 90-ых, так и летаем. Вопрос то не в том, что РД-180 плох, проблема в том, что это конкурентная международная отрасль. Завтра никому РД-180 будет не нужен, а других нет. В итоге или государство возьмет на себя поддержку космической отрасли, что сомнительно, ввиду повсеместного сокращения бюджетов, или космическая отрасль пойдет по миру. И, если сопутствующие производства и результаты научных изысканий еще можно будет восстановить, то наверстать технологическое отставание и подготовить квалифицированный персонал - станет невозможно. Причем аналогичные катастрофы уже произошли в целом ряде других наукоемких сферах - селективное животноводство, растениеводство, фармацевтика, производство полупроводников.
Маск это тот, кем никогда не станет Чубайс, как бы ни пыжился. Это тот, кто превращает инвестиции в массовый продукт, а не в оффшорные капиталы. Тот, кто показывает, что за 8 лет и при инвестициях в три миллиарда долларов можно создать космический грузовик с грузоподъемностью в 64 тонны. А не десятилетиями пилить многомиллиардные бюджеты и кормить обещаниями про Ангару, как Роскосмос, или SLS, как НАСА, а на выходе иметь пшик. Это просто эффективный управленец, коих в России сейчас не просто дефицит, а тотальное отсутствие.
Событие то оно может и рядовое, это не пилотируемый полет на Марс, не отправка зонда в соседнюю галактику, и даже не лекарство от рака. Обычный полет сверхтяжелой ракеты. Вот только это смачный плевок в лицо Роскомосу, НАСА и всей околокосмической отрасли, которые за последние 20 лет не привнесли ничего нового, несмотря на затраты, исчисляемые десятками миллиардов долларов, и напротив, почти двукратно увеличили аварийность, что абсолютно алогично, учитывая на порядки возросшие вычислительные мощности и технологические возможности.
ОтветитьСсылкаПожаловаться
Стройняшка
В ответ на комментарий от Veve Veve История переписки
Veve Veve
Согласно Вики, в 2017 году было произведено 10127 тесл разных модификаций(продано 103046), что несколько отличается от декларируемых вами 20 тыс.
Газпром Силу Сибири строит на китайский транш, за который, если что, будет вынужден продавать газ Китаю с существенным дисконтом, северный поток заморожен, с Турецким потоком согласен, упустил его из виду, но там однониточный газопровод протяженностью всего 600км, это не такие большие деньги.
Теслу 85Д, кстати, испытывали в Барнауле при -30. С обогревом, светом, музыкой и прочими потребителями она прошла 280км, для дневного пробега за глаза, а для междугородних поездок она не предназначена, как, впрочем, не предназначены для этого и сопоставимые по динамическим характеристикам (но не сопоставимые по цене) суперкары.
Вы бравируете какими-то стадионами, нефтеперерабатывающими заводами, мостами в Крым, и прочими инфраструктурными победами. А речь идет о космической отрасли. Где связь между крупнейшим распилом этого десятилетия (стадион Крестовский) и сверхтяжелой ракетой? При текущей динамике Россия лишится своей космической отрасли через пару лет. А стадион лишь ляжет тяжким бременем на городской бюджет. В Казани вон построили тучу спортивных объектов к Универсиаде, сейчас большинство объектов простаивают, ибо час аренды стадиона стоит 72 тысячи рублей. Ну кто там будет тренироваться за такие деньги?
Вот у нас в республике ("дотационный" регион, при налоговых сборах в 170 миллиардов, против бюджета в 59 миллиардов) построили мост с на частные деньги с госучастием, теперь республика платит 400 млн в год за то, что инвестор недополучает прибыль из-за скудного пассажиропотока по этому мосту. Чем тут гордиться? Даже грузчику с 3 классами образования было понятно, что если паромная переправа была загружена на 60% в этом месте, то и мост не окупится никогда при таком автомобильном трафике. С помпой на федеральные деньги открыли ЗАВОД резинотехнических изделий, со среднесписочной численность ажно в 56 человек, при том, что аналогичные изделия производят 2 аналогичных завода в республике крупнее его в 50 раз.
Проблема не в том, что не строят, или не открывают, а в том какого качества результат, и каковы затраты.
СсылкаПожаловаться
Каким образом можно продать 100 тысяч машин, если выпущено чуть больше 10 тысяч? Насчет Крестовского - никто не сомневается, что там пилили деньги, поэтому сменили подрядчика, а с кого надо спросят. Но изначально там есть ошибки в расчетах затрат, потому как в этой местности и на этоц широте за заявленые изначально деньги построить было не реально. Насчет космической отрасли и текущей динамики - в 90-е не загнулась и сейчас этого не произойдет. Пара не удачных запусков еще не говорит об упадке отрасли. Маск может и предложил на данном этапе какие-то простые решения, но и никаких серьезных пусков у него толком не было. С Зумой облажался, последний рекламный пуск не в счет, потому что ничего он никому не доказал кроме того, что его ракета может взлетать и частично приземлится куда нужно. Так что чрезчур громкие фанфары для рядового события в общем-то. Насчет моста и завода - темы не знаю, поэтому комментировать не буду. Скажу только, что от просчетов чиновников (особенно из-за желания не сделать, а жопу лизнуть) никто не застрахован. Так было и так, увы, будет. Причем не только у нас в стране.
ОтветитьСсылкаПожаловаться
Алексей
Похоже в НАСА наконец разобрались, что Илон МАСК - обычный аферист и решили с ним дел не иметь. Теперь весёлый Мюнхаузен занялся производством...тостеров))) Конгениально!.
ОтветитьСсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Подпишитесь на нас
Новости Hi-Tech Mail.Ru