Аналитика Hi-Tech.Mail.Ru: доля планшетов Apple iPad в России сократилась на треть

В преддверии анонса нового поколения Apple iPad проект Hi-Tech Mail.Ru выяснил положение дел на российском рынке планшетов, а также сравнил динамику изменения рынка устройств под управлением iOS и Android.

По сравнению с первым полугодием 2013 года поставки планшетов Apple iPad в России сократились более чем на треть, на 36,5% в штучном выражении, при этом в сегменте Android падения не наблюдается (данные аналитической компании IDC специально для Hi-Tech Mail.Ru). При этом весь рынок планшетов в первом полугодии 2014 года в России сократился на 8,9% в штуках и на 38% в денежном выражении.

Динамика показывает переориентацию потребителей на бюджетные сегменты, где особенно сильны локальные компании (Explay, teXet и Prestigio), а также крупные игроки – Lenovo, Samsung и ASUS. По прогнозам, устройства ценой менее 10 000 рублей уже занимают более трети рынка в деньгах, тогда как в этом сегменте устройства Apple не представлены.

Что касается самых популярных моделей производства Apple, то по результатам второго квартала 2014 по поставкам самыми ввозимыми моделями были самые доступные вариации: iPad Mini Cellular 16GB и iPad Mini Wi-Fi 16GB, следом идет iPad Air Wi-Fi 4G LTE 16GB (данные IDC). Версии устройств с большим объемом памяти не вошли в список популярных моделей.

В цифрах распределение поставок iOS и Android в планшетах следующее: в первом квартале 2014 у Android 1 535 тысяч штук, iOS 130 тысяч штук, тогда как во втором квартале 2014 года соотношение было 1 350 тысяч штук Android-планшетов, и 277 тысяч штук iOS устройств (официальные поставки, согласно IDC).

По прогнозам Hi-Tech Mail.Ru, в дальнейшем доля Apple iPad и Android-планшетов ценой более 10 000 рублей будет сокращаться, как и средняя цена на рынке. Основной причиной становится массовое распространение доступных моделей (от 2 000 рублей) в регионах, драйверами продаж являются операторские планшеты, например, МегаФон Login 3.

Выпуск новых версий Apple iPad вряд ли исправит ситуацию, так как внешних изменений практически не ожидается, а мировые цены остаются на уровне предшественников. В России цены будут даже выше из-за изменившегося курса валюты. В этой ситуации положение локальных компаний выигрышное. Мы также ожидаем падение доли iPad в России ниже 10% (сейчас она составляет 11%).

Эксперты из исследовательской компании GFK также прокомментировали ситуацию. По словам Лидии Кичкильдеевой, руководителя сектора «Телеком» Consumer Choices, GFK Rus: «предпочтения потребителей изменяются вслед за изменением предложения со стороны производителей. Так, на полках с прошлого года появляется все больше бюджетных предложений от ретейлеров в диапазоне до 3 тыс. рублей. Если в прошлому году (период январь-август 2013) доля в штуках таких устройств составляла около 7%, то теперь она достигла 22%. Растет и остается основным ценовым сегментом средний - от 3 до 10 тыс. рублей, большинство, а именно 45% потребителей (около 40% в прошлом году) выбирают себе устройство в этом диапазоне. Напротив, сегменты свыше 10 тыс. рублей теряют в своей доле (в штуках), если половина устройств в прошлом году была продана именно в этом диапазоне, в этом году это только треть всех продаж в абсолютном выражении».

Специально для Hi-Tech Mail.Ru данные предоставила Евросеть:

Сейчас в «Связном» продаются несколько моделей планшетов от Apple: модели iPad Air, iPad mini и iPad mini с дисплеем Retina (версии с GSM-модулем и без него). Все устройства продаются в различных ценовых сегментах выше 10 тыс. рублей. Также высоким спросом пользуется модель iPad mini (Wi-Fi) – это обусловлено в большей степени тем, что устройство предлагается по цене в 10 490 рублей. Доступность этой модели планшета является подспорьем для многих пользователей для покупки гаджета от Apple, ведь за сравнительно небольшую сумму покупатель получает iPad и все возможности экосистемы Apple», — комментирует Мария Заикина, руководитель пресс-службы группы «Связной».

Юлия Зотова, представитель пресс-службы «М.Видео» сообщила Hi-Tech.Mail.Ru: «В штучном выражении Android-планшеты традиционно занимают лидирующую позицию в продажах «М.Видео». Главная причина широкая представленность моделей производителей A, B брендов в разных ценовых сегментах. При этом в денежном выражении доля планшетов Apple в продажах «М.Видео» в первом квартале 2014 года составила 43,8%, во втором квартале — 39,6%, а в третьем квартале 2014 — 44%. Что объясняется более высокой стоимостью устройств.

В первом полугодии 2013 года лидерами среди планшетов Apple стали модели iPad 4 и iPad mini, стоимость которых начиналась от 20-25 тысяч рублей. С выходом новой модели — iPad mini Retina у Apple появился новый ценовой сегмент — от 12-16 тысяч рублей, в котором сейчас активно продается модель iPad mini».

Эксперт Сотмаркета Дмитрий Лазарев:

«До мая 2014 года продажи планшетов Apple iPad увеличивались по сравнению с Android-планшетами, но после мая 2014 года Android-планшеты стали занимать большую долю в структуре продаж планшетов. И с июня 2014 года продажи Apple iPad снижаются, а продажи Android-планшетов растут. По сравнению с 2013 годом сейчас лидируют более дешевые ценовые группы. Если в 2013 году лидировал ценовой сегмент от 25 до 30 тысяч рублей, то сейчас лидирует сегмент от 20 до 25 тысяч рублей».

Директор департамента закупок Евросети Алексей Широков:
«Структура продаж на рынке планшетов по операционным системам демонстрирует снижение iOS до своего исторического минимума 9% в количестве и 24% в выручке и увеличение Android до своего исторического максимума 89% и 73% соответственно. Безусловно, если смотреть по долям вендоров, то Apple имеет ощутимую долю, но если смотреть в разрезе по операционным системам - устройства с ОС Android постепенно поглощают весь рынок. В России по состоянию на третий квартал 2014 года в топ-5 вендоров по продажам планшетов на Android входят Samsung, Oysters, Lenovo, Asus и Prestigio».

Hi-Tech.Mail.Ru проводит онлайн-трансляцию мероприятия, на котором Apple представит новое поколение планшетов, а также другие новинки.