, Источник: BBC News Русская служба

Как сделать туалеты в поездах не такими ужасными

Железнодорожные туалеты имеют ужасную репутацию вполне справедливо. Решить эту проблему попытались в новых поездах Hitachi, которые скоро будут введены в эксплуатацию в Британии. Что же получилось?

Такое впечатление, что их заколдовал злой волшебник. Проходят годы, ученые получают Нобелевские премии, интернет проникает в каждую деревню, а мы по-прежнему морщимся каждый раз, когда в поезде нам надо сходить в туалет. Неистребимый запах, вечный мусор на полу, нелепая система мытья рук, спроектированный словно назло максимально неудобно унитаз, теснота…

Железнодорожные туалеты имеют ужасную репутацию вполне справедливо. Решить эту проблему попытались в новых поездах Hitachi, которые скоро будут введены в эксплуатацию в Британии. Что же в итоге получилось?

Высокотехнологичный поезд, только что сошедший с заводского конвейера, переливается глянцевыми боками под мощными софитами в железнодорожном депо. За локомотивом с по-самолетному вытянутым аэродинамическим носом — вереница ярко-зеленых вагонов.

Вскоре более 200 новых скоростных поездов начнут движение на британских железных дорогах. Фото: Stephen Dowling

Япония поможет Китаю провести «туалетную революцию» Нужно ли вновь изобретать унитаз? Космический туалет: мочу перерабатывают в питьевую воду Лондонские туалеты: вкусный кофе у врат райского милосердия.

«Эта модель значительно отличается от поездов, которые выпускались 40 лет назад и которые она заменит», — говорит Сэм Фиск, представитель Hitachi и наш гид по депо «Северная звезда», что около лондонского вокзала Паддингтон.

«Технологию мы позаимствовали в Японии, а наши инженеры позаботились о том, чтобы обтекаемая форма помогала набирать высокую скорость», — добавляет он.

Около двух сотен гибридных поездов класса 800, работающих как на электричестве, так и на дизельном топливе, наконец-то заменят 40-летние британские скоростные составы.

Недавно поезда Hitachi дебютировали на маршруте между Лондоном и западной Англией и вскоре будут введены в эксплуатацию на главной железнодорожной линии вдоль восточного побережья в Шотландию (эта магистраль в свое время прославилась мировыми рекордсменами — паровозами «Летучий шотландец» и «Маллард», причем последний развивал скорость до 126 миль в час).

Внутри нас встречают безупречные ряды чистеньких кресел и характерный запах — как у нового автомобиля. Футуристическая кабина машиниста больше похожа на космический шаттл — экраны компьютеров, множество переключателей…

Эти туалеты — размером с те, которыми мы пользуемся в авиалайнерах. Фото: Stephen Dowling

«Поезд имеет цифровую систему управления, — рассказывает Фиск. — Чтобы протестировать комфортность кабины, мы специально приглашали машинистов — поэтому даже держатель для чашки расположен максимально удобно».

Что ж, если предусмотрено место для напитков, то должны быть и удобные туалеты. Стали ли они другими в новом поезде?

Что было раньше

С конца XIX века, а в США еще раньше, большинство междугородних поездов начали обустраивать туалетами.

Без них не обойтись в длительном путешествии, но многим пассажирам, как и раньше, по-прежнему хочется избежать с ними встречи.

«Дизайн туалета всегда был ужасным, — отмечает историк и автор статей о железной дороге Кристиан Уолмар, который объехал на поездах весь мир. — От очень примитивной конструкции в индийских поездах (буквально дыры в полу) до современных туалетов с хитрыми автоматическими дверями».

Именно так: двери в туалет, которые открываются сами.

Если вам когда-то приходилось пользоваться туалетом в британском поезде, вам, наверное, знакомо ощущение холодного ужаса при мысли, что двери растворятся настежь в самый неподходящий момент.

Проблема заключается в конструкции кнопок и сложной инструкции (только на английском языке) — чтобы закрыть дверь, нужно нажать одну кнопку, а затем — другую, чтобы заблокировать ее.

Чтобы запутать пользователя еще больше, переключатели часто работают шиворот-навыворот.

Но и это еще не все.

«Кнопки воды, мыла и сушки возле раковины были расположены так неудобно, что пассажиры постоянно запускали сушилку вместо воды или наоборот», — объясняет Уолмар.

«Не понимаю, зачем делать такую ​​сложную конструкцию», — добавляет он.

Конструкторы попытались сделать систему запирания туалета как можно более простой и понятной — чтобы он, не дай бог, не открылся случайно, когда им пользуешься. Фото: Stephen Dowling

Что сделано за 10 лет

Не случайно требование улучшить дизайн туалетов стало одним из основных при разработке новой модели поезда.

Времени у конструкторов на то, чтобы сделать все, как надо, было достаточно — заказ на новый поезд был получен почти 10 лет назад.

«Мы построили деревянный макет вагона и попросили несколько сотен пассажиров оценить его удобство, — рассказывает Фиск. — Все пожелания были учтены при конструировании».

В каждом поезде — пять туалетов, три по размерам напоминают туалеты в самолетах, и еще два — более просторные, для пассажиров с детьми, на инвалидной коляске или с собакой-поводырем.

Первые впечатления благоприятные. Кабинки хорошо освещены, стены серо-кремовые, со вставками из натурального дерева и с парой крючков для одежды.

Первое, что мы проверили — это система блокировки дверей, ведь одним из самых распространенных пожеланий было ее усовершенствовать.

Теперь закрыть дверь можно, просто повернув вправо небольшой рычаг.

Над туалетом загорается красная лампочка, а женский голос из скрытого динамика объявляет: «Дверь заперта».

Внутри туалет выглядит довольно удобным. До туалетной бумаги легко дотянуться, сливной бачок — очень мощный (на самом деле настолько мощный, что, говорят, американское агентство НАСА позаимствовало его идею для Международной космической станции).

Баки для сбора отходов расположены под вагоном. В старых британских поездах, как и во многих других странах, унитаз смывался непосредственно на рельсы.

Конечно, надпись «не использовать туалет на станции» преимущественно игнорировалась.

Об инвалидах тоже не забыли — для них туалеты гораздо шире. Фото: Stephen Dowling
Да, новую конструкцию туалета вряд ли можно назвать революционной, но недостатки в целом ликвидированы.

«Мы пытались сымитировать туалеты в гостиницах — комфортабельные и хорошо освещенные, — говорит Фиск. — Нам хотелось сделать это место привлекательным, не вызывающим раздражения».

Пассажиры жалуются на жесткие сиденья, течь из кондиционеров и качество обслуживания.

Один поезд недавно поломался — да так, что несколько сотен пассажиров в течение шести часов оставались заблокированными внутри.

По крайней мере, хотя бы туалеты теперь будут удобными.

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future.

Это тоже интересно:

Обзоры новинок
Подробности о главных премьерах
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Подпишитесь на нас