Операторы несут миллионные убытки из-за телефонных разговоров

Операторы мобильной связи теряют миллионы из-за того, что абоненты совершают все меньше звонков. Исследование Deloitte показало, что 26% абонентов в развитых странах будут звонить по мобильному всего раз в неделю, остальное общение происходит в мессенджерах, сообщают «Ведомости».

Мессенджер вместо звонков

Аналитики J’son&Partners Consulting подсчитали, что в 2014 году потери российских операторов мобильной связи за счет перехода абонентов на интернет-сервисы составили 15-20 млрд рублей (2% годовой выручки). В мире совокупные потери достигли 14 млрд. долларов.

Deloitte прогнозирует, в дальнейшем совершать голосовые вызовы и обмениваться сообщениями в мессенджерах пользователи будут ещё активнее. Так, если в 2011 году такой способ общения предпочитало 11% абонентов, в 2015 году – уже 22%, а в 2016 году их будет 26%.

В то же время продолжительность звонков растет – за счет более дешевых тарифов, пакетов с предоплаченным лимитом разговоров и особых услуг. Однако смартфоны изначально были разработаны для неголосовых услуг, поэтому абоненты тратят на них больше времени, чем на голосовые звонки: к примеру, в США и Великобритании люди втрое больше сидят со смартфона в социальных сетях, пишут сообщения в мессенджерах, пользуются электронной почтой, чем звонят друг другу.

Ситуация в России

Эксперты AC&M-Consulting отмечают, что ситуация для операторов на российском рынке не столь драматична, как в развитых странах. LTE-покрытие есть не везде, а пользоваться онлайн-сервисами и мобильными мессенджерами с 3G не всегда удобно.

Всего 1% российских абонентов активно пользуется интернет-сервисами, однако под давлением мессенджеров традиционные звонки с мобильного могут вскоре стать бесплатными, как во многих западных странах.

Слово операторам

МТС утверждает, что в сети оператора голосовой трафик растет. Активно пользуются абоненты фирменным мессенджером MTS Connect, который позволяет, в частности, принимать звонки на мобильный номер по Wi-Fi.

Представители «Билайна» также отмечает, что снижения голосового трафика в сети не происходит. Абоненты на разговорах по мобильному не экономят, но и мессенджерами пользуются активно.

Пакетные тарифы с безлимитными звонками внутри сети и большими объемами предоплаченного трафика выбирают абоненты «Мегафона». Таким образом, экономить на звонках в пользу мессенджеров им нет смысла.

Битва проиграна?

Алексей Королюк, генеральный директор компании-регистратора доменных имен Reg.Ru, подчеркивает, что мобильные операторы сегодня фактически стали трубой для передачи данных и развивают инфраструктуру, при этом сервисам и софту уделяют недостаточно внимания. Из-за этого битву коммуникационных сервисов они уже проиграли, и в России это заметно сильнее, чем в других странах мира.

Российские пользователи являются одними из самых продвинутых, а по количеству сертифицированных дата-центров страна занимает пятое место в мире. «Сейчас единственный выход для классических операторов связи — это приобретение и развитие мессенджеров и VoIP-сервисов", - считает Королюк.