В начале марта в штате Аризона, в Юма-Провинг-Граудс, совершил свой первый полет дозвуковой беспилотный аппарат-демонстратор XQ-58A «Валькирия». Это событие далеко выходит за рамки обычного испытательного теста и в экспертном сообществе оценивается как далеко не рядовое явление. В сочетании с программами искусственного интеллекта подобные БЛА могут в корне изменить военное дело.
В США на финишную прямую выходят разработки нового беспилотного летательного аппарата XQ-58A Valkyrie, принятие на вооружение которого может полностью изменить тактику и правила воздушного боя. Созданием БЛА занимается компания Kratos, специализирующаяся на разработке воздушных мишеней. Об этом пишет издание Defence News.
«Планируется, что 'Валькирии', каждая из которых способна нести две планирующие бомбы, будут находиться в авангарде атакующих порядков пилотируемой авиации и принимать на себя первый удар сил и средств противовоздушной обороны противника. Основной целью этих БЛА будут РЛС радиотехнических войск, стартовые позиции зенитных ракетных систем, командные пункты частей и соединений ПВО», — пояснил «Газете.Ru» директор Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.
«При создании БЛА XQ-58A Valkyrie применены конструктивные решения, направленные на снижение заметности аппарата.
Целевая нагрузка, в том числе оружие, убрана во внутренние отсеки беспилотника. Вероятно широкое применение композиционных углепластиковых конструкционных материалов, а также радиопоглощающих материалов. Створки отсеков шасси и вооружения имеют пилообразную форму, что также работает на снижение заметности для РЛС противника, — рассказал «Газете.Ru» главный редактор журнала «Беспилотная авиация» Дения Федутинов.
По мнению эксперта, основной расчет был сделан на преодоление наземных компонентов ПВО противника — воздухозаборник и сопло прикрыты элементами конструкции от радиолокационного наблюдения с земли. По имеющимся данным, аппарат создан с расчетом на выполнение полетов на высокой дозвуковой скорости. Практический потолок беспилотника — 13,7 тыс. м. Он может нести целевую нагрузку массой до 2 тонн, включая вооружение.
Как отметил собеседник издания, оружие может располагаться во внутренних отсеках БЛА. На каждой из 4 точек подвески может быть размещено до 250 кг вооружения, в качестве которого можно предполагать ракеты «воздух-поверхность» и управляемые бомбы различного калибра.
Однако поистине захватывающее будущее беспилотному летательному аппарату XQ-58A Valkyrie сулит его органичное соединение с технологиями искусственного интеллекта.
«Вы можете быть моим ведомым в любое время» — в будущем Айсмэн из кинофильма «Лучший стрелок» («Top Gun») мог бы говорить именно эти слова Мэверику. Однако теперь вместо летчика из плоти и крови, роль которого исполнил Том Круз, будет искусственный интеллект.
По крайней мере, эта ситуация становится вполне возможной в научно-исследовательской лаборатории Военно-воздушных сил США в ходе реализации программы Skyborg.
Заместитель секретаря военно-воздушных сил по закупкам, технологиям и логистике Уилл Ропер предполагает, что в конечном итоге проект Skyborg будет реализован в виде летательного аппарата, управляемого искусственным интеллектом, который будет обучаться и тренироваться вместе с пилотами.
Причем в конечном итоге он станет более квалифицированным, полностью адаптированным ко всем возможным компетенциям летчика и будет готов противодействовать угрозам, которые могли бы вызвать затруднения у человека при их классификации и парировании.
Константин Макиенко напоминает, что разработка проекта Skyborg ведется в США с середины 2010-х годов. В 2017 году сообщалось, что Центр прикладных исследований в области искусственного интеллекта совместно с Научно-исследовательской лабораторией ВМС США провели испытания некоторых программных решений для беспилотных ведомых.
Как рассказал собеседник издания, проверки проводились в форме компьютерного моделирования, причем самолетами в ходе моделирования управляли реальные пилоты. В симуляции воздушного перехвата группа из пилотируемого истребителя и беспилотных летательных аппаратов оказалась эффективнее полностью пилотируемой группы самолетов.
Подобные усилия, впрочем, находятся все еще в младенческом возрасте, полагают эксперты США. Однако Уилл Ропер заявил, что финансирует подобные попытки, и рассматриваются варианты объединения Skyborg с беспилотным летательным аппаратом. Возможно, считает Ропер, это будет QF-16 Boeing, или XQ-58 «Валькирия» фирмы «Кратос», изготовленная по технологии стелс, или БЛА типа BQM.
«Я не хочу, чтобы все это было просто лабораторным проектом, который живет и умирает в чашке Петри. Я хочу, чтобы это стало абсолютно реальной программой», — сказал Уилл Ропер на этой неделе.
«Я хочу видеть реальные, эксплуатационные демонстрации в течение ближайшей пары лет. И я заставлю их стать реальностью быстрее, чем это показывают предварительные расчеты», — добавил он.
Уилл Ропер сравнил программу Skyborg с R2-D2 из кинофильма «Звездные войны». R2-D2, напомним, представлял собой астромеханический дроид и коллегу персонажа С-ЗРО (андроида) в вымышленной вселенной «Звездных войн».
«Если Skyborg объединить с относительно недорогим летательным аппаратом, подобным 'Валькирии', то пилот мог бы послать этот БЛА в воздушное пространство, переполненное вражескими самолетами, и при этом оставаться вне опасности. А искусственный интеллект мог бы ответить на возникающие угрозы даже более быстро и результативно, чем пилот-человек», — считает Уилл Ропер.
«Я ожидаю, что самые первые вещи, которые мы сделаем в этой сфере, абсолютно изменят все существующие правила игры», — сказал Ропер. Но в то же время он был предельно ясен и конкретен в том, что пилоты-люди никуда не исчезнут в ближайшее время, или, возможно, никогда не исчезнут.
«Подобные замыслы сделают значение летного состава еще более существенным. То есть мы собираемся попросить, чтобы пилоты сделали в ходе своей боевой работы еще больше. То есть не только управляли быстрым и смертоносным самолетом, а играли в команде вместе с БЛА. Я думаю, это сделает работу летчика еще более захватывающей», — полагает Ропер.
Поскольку проект Skyborg находится в стадии реализации, военно-воздушные силы США должны дать однозначные ответы на многие вопросы, сказал Ропер.
Самый главный из них — какую степень ответственности должен иметь ведомый летательный аппарат, управляемый искусственным интеллектом? Далее военные должны сформулировать ответы на не менее важные вопросы. К примеру, какие задачи он может выполнять? Может ли он самостоятельно принять решение на применение бортового оружия? Изменится ли это в течение жизненного цикла аппарата с искусственным интеллектом в ходе приобретения им новых навыков?
«Я хочу отработать наш путь к решению подобных проблем», — сказал Ропер, и добавил, что «перечисленные вопросы не являются непреодолимыми, потому что реализация проекта Skyborg в ходе испытаний может помочь Пентагону определить, сколько же автономии в конечном счете должен иметь подобный аппарат.
«Вот прямо сейчас у меня нет той программы искусственного интеллекта, которую я мог бы предоставить в руки командиров, сражающихся на поле боя, чтобы понять, каковы дилеммы», — сказал Ропер.
«Однако все это — захватывающее будущее. Как только подобные технологии окажутся в руках операторов, это откроет совершенно новые возможности», — заключил он.
«На первых этапах аппараты, созданные на базе XQ-58A или других беспилотников, станут ведомыми для истребителей пятого поколения F-22 Raptor и F-35 Lightning II, боевых самолетов четвертого поколения и бомбардировщиков», — пояснил Константин Макиенко.
По его словам, основными достоинствами таких БЛА является возможность действовать в составе групп истребителей F-35 при выполнении ракетно-авиационных ударов по противнику, их малая радиолокационная заметность и сравнительно небольшая стоимость производства и эксплуатации.
«Вероятно, судьба БЛА XQ-58A будет состоять в отработке указанных и прочих концептуальных новаций. В дальнейшем же уже будет решаться вопрос о том, получит ли данная концепция практическое применение в войсках, и если получит, то будет ли в ее рамках использован данный аппарат, или создан новый с использованием сформированного по данной тематике задела», — заключил главный редактор журнала «Беспилотная авиация» Денис Федутинов.
Читайте также: