Хайп вокруг приложения FaceApp, созданного российским разработчиком Ярославом Гончаровым, начался 9 июля. За десять дней, прошедших с тех пор, пользователи, по данным аналитической компании App Annie, установили приложение 6,5 млн раз — 2 млн раз на iPhone и 4,5 млн раз на Android. Например, 17 июля FaceApp скачали 1,6 млн раз, а популярный Instagram — чуть более миллиона раз.
Приложение, позволяющее «состарить» пользователя, попало в 50 самых популярных приложений в Ботсване и ЮАР, а через несколько дней заняло первые места в топах App Store и Google Play в России, США и других странах.
Это не первый хайп вокруг FaceApp. Впервые пользователи обратили на него внимание в мае 2017 года, через пять месяцев после его появления в магазинах приложений. Уже тогда FaceApp умело «старить», «молодить», менять пол и накладывать улыбку. Тогда максимальное число скачиваний приложения, по данным App Annie, достигало миллиона в день.
С чего начался нынешний хайп неизвестно, но 14 июля Vogue Arabia рассказал о йеменской певице Балкис Фати, которая опубликовала в Instagram фотографию, обработанную в приложении FaceApp. Публикацию увидели 9 млн подписчиков, которые начали публиковать свои обработанные селфи, подражая ей.
FaceApp могло стать популярным, потому что кто-то из местных инфлюэнсеров нашел его, и оно стало вирусно и лавинообразно распространяться по соцсетям разных стран, предполагает директор Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров Владимир Зыков. Либо компания могла покупать установки и вести маркетинговую кампанию, рассуждает он.
Миллион на старении.
Всплеск интереса к FaceApp не только вывел его в топы магазинов приложений, но и положительно влияет на финансовые показатели компании, говорит директор по маркетингу Httpool Евгений Козлов. Приложение активно обсуждают в соцсетях, в Twitter за последние три дня FaceApp упомянули более 900 000 раз: пользователи делились результатом работы приложения или интересовались им у подписчиков, говорит Козлов.
Действительно, данные App Annie свидетельствуют, что за десять дней с 9 по 19 июля приложение заработало более $1 млн, причем большую часть денег принесли владельцы мобильных устройств Apple, заплатившие $746 000. Пользоваться фильтрами FaceApp можно бесплатно, однако, чтобы отключить рекламу в приложении, убрать водяной знак FaceApp на фото и получить доступ к дополнительным фильтрам, придется купить расширенную версию, которая стоит 290 рублей в месяц или 1490 рублей в год, следует из информации в приложении.
За время своего существования FaceApp, по данным App Annie, принесло своим создателям $11,6 млн, при этом его скачали 73,2 млн раз. Гончаров отказался говорить с Forbes.
Безопасность данных.
Популярность приложения обернулась для его создателя целым рядом претензий. Блогеры и эксперты обратили внимание на условия пользовательского соглашения FaceApp. Согласно нему приложение собирает персональные данные пользователя, получает доступ к библиотеке фотографий на смартфоне, загружает обрабатываемое фото на собственный сервер и хранит его там.
17 июля американский сенатор Чак Шумер написал директору ФБР и Федеральной торговой комиссии о том, что российское приложение представляет угрозу национальной безопасности США. Миллионам американцев, которые установили на свои смартфоны FaceApp, пришлось предоставить «полный и безоговорочный доступ к своим личным фотографиям и данным» российской компании, предупреждал Шумер в письме.
Уровень доступа к персональным данным позволит компании использовать загруженные в FaceApp снимки без согласия пользователей, отмечает сенатор. Он опасается, что приватная информация миллионов его соотечественников может «оказаться в руках российского правительства или связанных с ним компаний».
Гончаров ответил на эти претензии: он рассказал американскому Forbes, что компания не использует данные пользователей без их согласия. Большинство снимков приложение обрабатывает в облаке, утверждает основатель FaceApp. Туда компания загружает только ту фотографию, которую пользователь хочет отредактировать, а не все снимки, хранящиеся в смартфоне, добавляет он.
Благодаря хранению снимка в облаке, пользователю не нужно загружать его снова, если он хочет повторно отредактировать фото. Гончаров подчеркивает, что большинство фото хранится в облаке не более 48 часов, а у владельца смартфона есть возможность с помощью настроек удалить свои данные сервера. Компания не передает и не продает пользовательские данные третьим лицам, утверждает Гончаров.
Потенциальные покупатели.
FaceApp не первое популярное приложение, использующее нейросети. В августе 2017 году в рунете стало популярно приложение Teleport: с помощью него можно было менять цвет волос и фон на фотографии. В течение десяти дней его загрузили 1,5 млн раз. В 2018 году Teleport, сооснователем которого был российских программист Виктор Кох, купила за $8 млн американская компания Snap Inc. (владеет соцсетью Snapchat).
Приложение Prisma, позволяющее с помощью нейросети изменять изображения так, чтобы они напоминали различные стили из истории искусства, было популярно в 2016 году. В декабре 2018 года стало известно, что Prisma, сосредоточившись на монетизации приложения через встроенные покупки, привлекла $6 млн инвестиций и запустила бесплатное приложение Lensa, фотосервис для редактирования портретных фото и селфи с помощью машинного обучения.
Еще одно подобное приложение — Looksery — за $150 млн в 2015 году купил Snapchat. Разработчики Looksery создали технологию модификации потокового видео в режиме реального времени.
«Конечно, FaceАpp может получить предложение о покупке от какой-то крупной B2C компании, но подобных компаний немного, и такая возможность сильно ограничена по времени. Долгосрочно его может ждать судьба Prisma — люди наиграются и переключатся на что-то другое, момент будет упущен», — рассуждает старший инвестиционный менеджер венчурного фонда Runa Capital Константин Виноградов.
Читайте также: