Российская ракета с советскими двигателями обгонит Falcon Heavy Илона Маска

S7 намерена вложить 300 миллионов долларов в старый советский проект и получить космический аппарат, не уступающий разработкам SpaceX.

Генеральный директор российской компании S7 Space Сергей Сопов заявил, что в Самаре будет построен завод по производству модернизированных советских ракетных двигателей НК-33 и НК-43. Корпорация намерена вложить порядка 300 миллионов долларов и как можно быстрее начать космические испытания новой возвращаемой ракеты «Союз-5SL», на которую будут ставить эти двигатели. В РАН убеждены, что Россия, опираясь на старые разработки и располагая всеми ресурсами, может быстро наверстать свое отставание от SpaceX Илона Маска, который ушел далеко вперед в вопросе возвращаемых ракет.

Фото: © ru.wikipedia.org
Фото: © ru.wikipedia.org

Разработанные в ПАО «Кузнецов» в Самаре двигатели НК-33 и НК-43 находятся на балансе у государства. S7 намерена выкупить не только саму технику, которая производилась в 60−70-е годы, но также и всю сопутствующую ей техническую документацию, передает URA.ru.

Компания намерена модернизировать эти советские установки, чтобы они были пригодны для многоразовых запусков в космос, — как американские ракеты и двигатели компании SpaceX, принадлежащей миллиардеру Илону Маску.

Ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт в интервью «Шторму» сказал, что после доработки НК-43 и «Союз-5SL» они могут использоваться для многоразовых запусков, как ракеты Илона Маска. При сравнении советских разработок с проектами SpaceX становится очевидно, что НК-33 и НК-43 оказываются лучше по целому ряду характеристик, включая мощность (тягу, скорость истечения) и надежность.

Тяга советского двигателя НК-43 составляет 1754,9 килоньютонов в вакууме, а самый мощный на сегодняшний день двигатель семейства Merlin компании SpaceX составляет только 934 килоньютона. По словам Эйсмонта, СССР в свое время был пионером в области разработок возвращаемых ракет, однако многие эти проекты так и не были доведены до конца, и ученым жалко интеллектуальных усилий, которые были затрачены. «Это хорошая идея — нужно доработать наши двигатели и использовать их, как это делает в своих проектах Илон Маск», — отметил ученый.

Главное, что нужно будет сделать S7, — грамотно организовать работу и конструктивное взаимодействие, в том числе и с ПАО «Кузнецов». «Наши двигатели превосходят американские. Я не побоюсь сказать, что они лучшие мире. Не случайно, к примеру, США закупают наши РД-180, и половина всех запусков ракет Atlas производится с нашими установками, — сказал собеседник 'Шторма'. — С американскими двигателями нельзя выводить ракеты с требуемым количеством полезной нагрузки, а с российскими — можно».

Двигатели НК-33 были разработаны случайно, напомнил Эйсмонт. «Это продукт несогласованности Королева и Глушко, — пояснил ученый. — Они всегда спорили, кто главнее, и это отражалось на всей нашей космической программе. Когда для нашей ракеты Н1 понадобился двигатель, Глушко отказался делать кислородно-керосиновый агрегат, поскольку у него уже фактически были разработаны азотные установки в том числе и для военных целей. Вместо того чтобы заказать двигатели у Глушко, Королев обратился к Кузнецову, предприятие которого никогда до этого не занималось космическими двигателями».

Кузнецов тогда пообещал разработать свой двигатель за два года, но не уложился в срок, и американцы первыми высадились на Луне. Однако разработки Кузнецовым не были свернуты и он закончил работу.

По словам Эйсмонта, НК-33 попали в руки американцев через Украину, однако долгое время там были никому не нужны и все про них забыли. Двигатели, кроме того, хранились в совершенно неподобающих условиях.

Через какое-то время американцы их включили и были ошеломлены — все работало как часы! Конструктор двигателей Николай Кузнецов говорил, что его разработку можно бросить в болото на год, затем ее достать, и она будет работать. Так практически и произошло! Только в «болоте» его двигатели были не год или два, а 30 лет… Наши двигатели и ракеты могут использоваться для пилотируемых полетов к Луне и Марсу — это совершенно точно.
Натан Эйсмонт

Компания S7 является одной из крупнейших в России в области авиаперевозок. Весной 2017 года корпорация приобрела у входящей в Роскосмос РКК «Энергия» плавучий космодром «Морской старт», с которого в декабре 2019 года планируется осуществить первый пуск. Рабочей лошадкой S7 для космических запусков должна стать именно ракета «Союз-5SL». В этот проект S7 уже вложила около 160 миллионов долларов.

Американская компания SpaceX 6 февраля успешно запустила свою новейшую ракету-носитель Falcon Heavy в сторону Марса. Боковые ускорители ракеты успешно вернулись на базу.

https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/15e9c61bbb673bf042484704491e2530/1275906/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/35b0e02f57033f5333a722ac969ed813/1275908/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/1df64002b43c5392dc37613c1d848247/1275907/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/5d9b61b145f44e14179b6ae206b647ae/1262410/
67фотографий
Земля через объективы фотокамер космонавтов