Еще в 2010 году был принят план, согласно которому в 2011-2015 годах федеральные органы исполнительной власти и федеральные бюджетные учреждения должны были перейти на использование свободного программного обеспечения. Ответственным за переход было назначено Минкомсвязи, а срок исполнения – третий квартал 2014 года. Для перехода было необходимо разработать Национальную программную платформу (НПП), которую называли «российской Windows». В НПП, согласно плану, должны были входить как собственно операционная система, так и система управления базами данных, офисный софт и так далее.
Однако в настоящее время более 80% компьютеров, которыми пользуются чиновники, все еще работают на базе американской ОС Microsoft с пакетом офисных программ. «В качестве программного обеспечения для создания баз данных используются... решения Microsoft (SQL), Oracle, IBM», - написал Илья Костунов в своем запросе, направленном Минкомсвязи.
Илья Массух, президент Фонда информационной демократии (в 2010–2012 годах замминистра связи, занимался реализацией программы «Информационное общество»), рассказал «Известиям»: «В советское время мы тоже отставали в области IT. Но не так драматически, поскольку хорошо работала разведка, которая регулярно поставляла нашим инженерам документацию из IBM, DEC и др. компаний. Так появилась серия ЕС ЭВМ, которая была клоном IBM, и так далее. А сейчас в мире существует СПО, не надо больше тратиться на разведчиков».
Отметим, что на создание НПП в 2011–2013 годах из федерального бюджета было выделено 406 миллионов рублей. Причем реальные траты составили около 5 миллионов рублей, когда 2011 году компания «Пингвин Софтвер» выиграла конкурс на создание прототипов компонентов НПП.
Была проделана аналитическая работа, результаты которой передали в Минкомсвязи. На основе этого аналитики должны были создать и апробировать тестовые пакеты, потом провести пилотные внедрения, но пока ничего этого сделано не было, передают «Известия» со ссылкой на Дмитрия Комиссарова, бывшего гендиректора «Пингвин Софтвер». Компания, кстати, закрылась весной 2014 года.
По мнению авторитетных представителей отрасли, требуемое программное обеспечение вполне реально создать за 2-3 года, причем за меньшую сумму, чем была изначально выделена из бюджета.
В настоящее время депутаты ожидают ответа на свой запрос в Минкомсвязи.