Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Рассылка
Получайте главные новости дня от Hi-Tech Mail.Ru

Самые страшные космические катастрофы: версии и факты

Дорогостоящие комплектующие и лучшие ученые умы пока не могут гарантировать стопроцентный успех любой космической операции: космические аппараты продолжают выходить из строя, падать и взрываться. Сегодня человек смело говорит о колонизации Марса, а всего несколько десятилетий назад любая попытка запуска корабля в космическое пространство могла обернуться страшной трагедией.

Hi-Tech Mail.ru предлагает вам вспомнить самые трагические события, связанные с освоением космоса, и узнать о причинах произошедшего.

1

«Союз-1»: жертва космической гонки

1967 год. Космическая промышленность отстает от США на два огромных шага – два года Штаты производят пилотируемые полеты и два года ни одного полета нет у СССР. Поэтому руководство страны так стремилось во что бы то ни стало запустить на орбиту «Союз» с человеком на борту.

Космический аппарат после удара о землю. (Фото-strela-watch.de) - космический кораблю «Союз – 1»

Все пробные испытания непилотируемых «союзов» заканчивались авариями. «Союз-1» был запущен на орбиту 23 апреля 1967 года. На борту один космонавт – Владимир Комаров.

Что случилось

Проблемы начались сразу после выхода на орбиту: не раскрылась одна из двух панелей солнечных батарей. Корабль испытывал дефицит энергии. Полет пришлось прервать досрочно. «Союз» успешно сошел с орбиты, но на заключительном этапе приземления не сработала парашютная система. Вытяжной парашют не смог вытянуть из лотка основной парашют, а стропы успешно вышедшего запасного парашюта обмотались вокруг неотстреленного вытяжного парашюта. Окончательная причина невыхода основного парашюта так и не установлена. Среди самых распространенных версий – нарушение технологии при производстве спускаемого аппарата на заводе. Есть версия, что из-за нагрева аппарата краска на лотке выброса парашюта, которой он был покрашен ошибочно, стала липкой, и парашют не вышел, так как «прилип» к лотку. Со скоростью 50 м/с спускаемый аппарат ударился о землю, что привело к гибели космонавта.

Данная авария стала первым (известным) случаем гибели человека в истории пилотируемых космических полетов.

2

«Аполлон-1»: пожар на земле

Пожар произошел 27 января 1967 года  во время подготовки к первому пилотируемому полету по программе «Аполлон». Погиб весь экипаж. Вероятных причин трагедии было несколько: ошибка при выборе атмосферы (был сделан выбор в пользу чистого кислорода) корабля и искра (или короткое замыкание), которая могла послужить своеобразным детонатором.

Экипаж «Аполлона» за несколько дней до трагедии. Слева направо: Эдвард Уайт, Вирджил Гриссом, Роджер Чаффи. Фото: NASA

Кислород предпочли кислородно-азотной газовой смеси, так как он делает герметичную конструкцию корабля значительно легче. Однако мало значения придали разности в давлении во время полета и во время тренировки на Земле. Некоторые детали корабля и элементы костюмов астронавтов становились очень пожароопасными в кислородной атмосфере при повышенном давлении. 

Так выглядел командный модуль после пожара. Фото: NASA/Public Domain

После возгорания огонь распространялся с невероятной скоростью, повредив скафандры. Сложная конструкция люка и его замков не оставила астронавтам шанcов на спасение.

3

«Союз-11»: разгерметизация и отсутствие скафандров

Командир корабля Георгий Добровольский (в центре), инженер-испытатель Виктор Пацаев и бортинженер Владислав Волков (справа). (С) РИА НОВОСТИ

Это был первый экипаж орбитальной станции «Салют-1».Трагедия произошла во время возвращения космонавтов на землю. До момента обнаружения корабля после посадки, на Земле не знали о том, что экипаж погиб. Так как посадка проходила в автоматическом режиме, спускаемый аппарат сел в назначенном месте, без сильных отклонений от плана.
Поисковая группа обнаружила экипаж без признаков жизни, реанимационные мероприятия не помогли.

Что случилось

«Союз-11» после посадки. Фото spacefacts.de (с)

Основная принятая версия – разгерметизация. Экипаж погиб от декомпрессионной болезни. Анализ записей регистратора показал, что на высоте примерно 150 км давление в спускаемом аппарате начало резко снижаться. Комиссия пришла к выводу, что причиной такого снижения стало несанкционированное открытие вентиляционного клапана.
Этот клапан должен был открываться на небольшой высоте при подрыве пиропатрона. Почему пиропатрон сработал намного раньше, доподлинно не известно.

Предположительно, это произошло из-за ударной волны, проходящей по корпусу аппарата. А ударная волна, в свою очередь, вызвана срабатыванием пиропатронов разделяющих отсеки «Союза». Воспроизвести это при наземных испытаниях не удалось. Однако в дальнейшем конструкция вентиляционных клапанов была доработана. Нужно отметить, что конструкция корабля «Союз-11» не предусматривала скафандры для экипажа…

4

Авария «Челленджера»: катастрофа в прямом эфире

Эта трагедия стала одной из самых громких за всю историю освоения космоса, благодаря прямому телевизионному эфиру. Американский шаттл «Челленджер» взорвался 28 января 1986 года через 73 секунды после старта, за которым наблюдали миллионы зрителей. Погибли все 7 членов экипажа.

Что случилось

Было установлено, что разрушение летательного аппарата было вызвано повреждением уплотнительного кольца твердотопливного ускорителя. Повреждение кольца при старте привело к образованию отверстия, из которого начала бить реактивная струя. В свою очередь это привело к разрушению крепления ускорителя и структуры внешнего топливного бака. Вследствие разрушения топливного бака сдетонировали компоненты топлива.

Экипаж «Челленджера». Старт. Авария. Фото: Pixabay, NASA Public Domain

Шаттл не взорвался, как принято считать, а именно «разрушился» из-за аэродинамических перегрузок. Кабина экипажа не разрушилась, но, скорее всего, разгерметизировалась. Обломки упали в Атлантический океан. Удалось найти и поднять многие фрагменты челнока, в том числе и кабину экипажа. Было установлено, что минимум три члена экипажа пережили разрушение челнока и находились в сознании, пытаясь включить приборы подачи воздуха.
После этой катастрофы «Шаттлы» были оборудованы системой аварийной эвакуации экипажа. Но стоит отметить, что в аварии «Челленджера» эта система не смогла бы спасти экипаж, так как она разработана для использования строго во время горизонтального полета. Эта катастрофа «свернула» программу «шаттлов» на 2,5 года. Специальная комиссия возложила высокую степень вины на недостаток «корпоративной культуры» во всей структуре NASA, а также кризис управленческой системы принятия решений. Руководители знали о дефекте уплотнительных колец, поставляемых определенным поставщиком, в течение 10 лет…

5

Катастрофа шаттла «Колумбия»: несостоявшаяся посадка

Трагедия произошла утром 1 февраля 2003 года во время возвращения на Землю после 16-дневного пребывания шаттла на орбите. После вхождения в плотные слои атмосферы корабль так и не вышел на связь с ЦУПом NASA, а вместо челнока на небе появились его обломки, падающие на землю.

Что случилось

Экипаж шаттла «Колумбия»: Калпана Чавла, Ричард Хасбанд , Майкл Андерсон, Лорел Кларк, Илан Рамон, Уильям МакКул, Дэвид Браун. Фото: NASA/Public Domain

Расследование проводилось в течение нескольких месяцев. Обломки шаттла собирали на территории равной по величине двум штатам. Было установлено, что причиной катастрофы стало повреждение защитного слоя крыла челнока. Это повреждение, вероятно, было вызвано падением куска теплоизоляции кислородного бака во время старта корабля. Как и в случае с «Челленджером», трагедию можно было предотвратить, если бы волевым решением руководителей NASA экипаж провел визуальный осмотр корабля на орбите.

Собранные обломки и география разброса (отмечены красным, оранжевым и желтым цветами). Фото NASA/Public Domain

Есть данные о том, что технические специалисты трижды направляли запрос на получение изображения повреждений, полученных при старте. Руководство NASA посчитало, что повреждение от удара теплоизоляционной пены не может привести к серьезным последствиям.

6

«Аполлон-13»: масштабная трагедия со счастливым финалом

Этот полет американских астронавтов является одной из самых известных пилотируемых миссий «Аполлонов» к Луне. Невероятную силу духа и упорство, с которым тысячи людей на Земле пытались вернуть людей из космической западни, воспели писатели и режиссеры. (Самый известный и подробный фильм о тех событиях – фильм Рона Ховарда «Аполлон-13».)

Что случилось

Старт «Аполлона-13». Фото NASA/Public Domain

После стандартного перемешивания кислорода и азота в соответствующих баках астронавты услышали звук удара и почувствовали толчок. В иллюминаторе стала заметна утечка газа (кислородной смеси) из служебного отсека. Облако газа меняло ориентацию корабля. «Аполлон» начал терять кислород и энергию. Счет пошел на часы. Был принят план использовать лунный модуль в качестве спасательной шлюпки. На Земле был создан штаб по спасению экипажа. Было много проблем, которые предстояло решать одновременно.

Поврежденный двигательный отсек «Аполлона-13» после отделения.

Кораблю предстояло облететь вокруг Луны и выйти на траекторию возврата.

По ходу всей операции помимо технических проблем с кораблем астронавты начали испытывать кризис систем жизнеобеспечения. Обогреватели включать было нельзя – температура в модуле упала до 5 градусов Цельсия. Экипаж начал замерзать, помимо этого возникла угроза замерзания запасов продовольствия и воды.

Содержание углекислого газа в атмосфере кабины лунного модуля достигло 13%. Благодаря четким инструкциям из командного центра экипаж смог сделать «фильтры» из подручных материалов, что позволило довести содержание углекислого газа до допустимых значений.

В ходе спасательной операции экипаж смог произвести отстыковку двигательного отсека и отделение лунного модуля. Все это нужно было выполнить практически «вручную» в условиях показателей жизнеобеспечения близких к критическим. После успешного завершения этих операций предстояло выполнить еще предпосадочную навигацию. При неправильной настройке систем навигации модуль мог войти в атмосферу под неправильным углом, что вызвало бы критический перегрев кабины.

На период посадки ряд стран (в том числе и СССР) объявили радиомолчание на рабочих частотах.

17 апреля 1970 года отсек «Аполлона-13» вошел в атмосферу Земли и благополучно приводнился в Индийском океане. Все члены экипажа выжили.

Хотите первыми узнавать о «космических» новостях – жмите на кнопку подписки
Подписаться
Отписаться

Подпишитесь на рассылку по теме, и мы пришлем на почту интересующие вас новости!

Расскажите друзьям о страшных космических фактах — нажмите кнопку ниже
Хиты продаж и новинки
Самые лучшие цены на смартфоны
Вы подписались на рассылку.Отменить
Подписаться на рассылку
Комментарии
44
Морозов Виктор
В ответ на комментарий от Сергей Аваков
Сергей Аваков
Читая новости, особенно на темы космоса, поражаешься кол-ву непризнанных гениев, которые создали огромное количество революционных изобретений. Авторы фантастических произведений, рядом не стояли. Причем, кроме амбициозных теорий и псевдонаучных ссылок, ничего конкретного. Один говорит, словами ученых 19 века, о эфире космоса. Хотя сейчас говорят о вакууме как особом состоянии материи. Другой пишет о сокрытии новых технологий от человечества, хотя история учит о том, что стоит открыть что-то новое, это сразу пытаются использовать в военных целях, для нагибания противника. Так, что новые двигатели и открытия, тут же появились бы в разработках военных. А уж шпионы китайцы, уже штамповали эти разработки и на продажу, и на свои нужды. А коментарии невежд и двоешников заколебали. Умный- чертежи, расчеты, действующая модель, фото, видео. Где-то так. Или начинайте писать фантастику. Тоже дело.
СсылкаПожаловаться
Из разговора в питерском трамвае двух старшеклассников перед сдачей ими ЕГЭ:
- Хочешь, задам вопрос из ЕГЭ?
- Давай.
- Маленькая, простенькая, ни в какой микроскоп не разглядеть. Что это?
- Это не вопрос, а загадка. Я знаю, что ты имеешь в виду. Это точка и она нулевого размера.
- Правильно, молодец. К ЕГЭ, можно сказать, готов. Но, почему именно нулевого, а не чуточку побольше?
- Да потому, что отрезок конечной длины состоит из бесконечного числа точек. Не из миллиона, не из миллиарда, а именно из бесконечного количества. Я где-то читал, что вся математика – это бытие точки, которая является простейшим объектом и изначально неподвижна.
- Конечно, я тоже, как и ты, могу согласиться с тем, что математика – это бытие, существование точки. Но не следует забывать, что движение является основным предметом как для наук, так и для математики в том числе. Почему же тогда математика считает, что простейшим должен быть тот объект, который изначально не только нулевого размера, но и неподвижен?
- Но если считать, что точка способна иметь некоторое изначальное, пусть и бесконечно малое движение, то возникнет масса проблем. Возможность такого движения у точки потянет за собой необходимость описать некоторое исходное базисное пространство изменения ВСЕГО, где отсутствуют стационарные условия существования движения и еще много чего. Ты представляешь, во что тогда превратится математика? Даже бесконечно малое движение точки исказит все привычные математические объекты, а обычную прямую линию провести станет проблематичным делом. Стоит только точку сдвинуть с места, как все более сложные математические конструкции начнут размываться, распадаться.
- Чудак, это будет просто другая математика - метаматематика. Это название не я придумал. Однако, для того чтобы математика достигла реального уровня метаматематики, она должна получить свои собственные начальные условия существования и вернуться туда, откуда она и вышла – в философию. Понимаешь, точку совсем необязательно «оживлять» каждый раз искусственно посредством различных математических процедур. Она должна изначально быть «живой», а не «мертвой».
- Хорошо, пусть будет по-твоему и точка изначально движется. Но, что это за движение? Как я понимаю, оно должно быть абсолютно абстрактным, без привязки к материи, веществу. Что такое движение будет отражать?
- Оно будет отражать «чистое» движение ВСЕГО, изменение ВСЕГО сразу.
- Ну, ты хватанул. ВСЕГО и сразу. А какую форму имеет «чистое» движение?
- Всё приехали. Вот и наша с тобой «точка». Смотри, как дружно все наши прут туда сдавать ЕГЭ. Про «чистое» движение поговорим потом, когда сдадим эту ЕГЭшную муру. А пока поставим многоточие. Пошли, пошли ….
Приятели вышли из трамвая и, переговариваясь, бодро зашагали вместе со всеми от Среднего проспекта по 17 Линии Васильевского острова к своей «точке» - школе.
СсылкаПожаловаться
АЛЬГАСТАН
Первый полет астронавтов в космос американцы готовили пять лет по программе дружбы с СССР и стыковки "Союз-Апполон", выведывая все технологические решения и оборудование, включая стыковочный узел и принципы сближения кораблей в космосе. Даже станция "скайлэб" запущенная в 1973 году показала бегающих американских "астронавтов" как белка в колесе. Колесо крутится а белка на месте. Если бы бегун так прыгнул в невесомости, он бы улетел в противоположную сторону и разбил бы голову. Там нельзя бегать и прыгать как на беговой дорожке!
СсылкаПожаловаться
Сергей Аваков
Читая новости, особенно на темы космоса, поражаешься кол-ву непризнанных гениев, которые создали огромное количество революционных изобретений. Авторы фантастических произведений, рядом не стояли. Причем, кроме амбициозных теорий и псевдонаучных ссылок, ничего конкретного. Один говорит, словами ученых 19 века, о эфире космоса. Хотя сейчас говорят о вакууме как особом состоянии материи. Другой пишет о сокрытии новых технологий от человечества, хотя история учит о том, что стоит открыть что-то новое, это сразу пытаются использовать в военных целях, для нагибания противника. Так, что новые двигатели и открытия, тут же появились бы в разработках военных. А уж шпионы китайцы, уже штамповали эти разработки и на продажу, и на свои нужды. А коментарии невежд и двоешников заколебали. Умный- чертежи, расчеты, действующая модель, фото, видео. Где-то так. Или начинайте писать фантастику. Тоже дело.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Подпишитесь на нас
Новости Hi-Tech Mail.Ru