Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискСмотриComboВсе проекты
, Источник: Аргументы и факты

Тайна экспедиции. Что Фёдор Конюхов увидел в «точке Немо»?

Путешественник снова пересёк океан. Да так, что никому и не снилось.
На этой лодке Фёдор Конюхов пережил 100 дней штормов в «ревущих сороковых» и «неистовых пятидесятых» (в том числе шторм в 12 баллов), четыре оверкиля и «космическое» одиночество в «точке Немо». © / Оскар Конюхов / Из личного архива

Он стал первым человеком в истории, которому удалось в одиночку пересечь на вёсельной лодке Южный океан от Новой Зеландии до пролива Дрейка, разделяющего Южную Америку и Антарктиду. Переход проходил в крайне суровых местах — в «ревущих сороковых» и «неистовых пятидесятых» широтах. Лодка не один раз переворачивалась во время шторма, но Конюхов выжил. Как ему это удалось?

154 дня одиночества

Владимир Кожемякин, «АиФ»: Фёдор Филиппович, перед экспедицией злые языки говорили, что вёсельная лодка не выдержит столь дальнего и сурового плавания в холодном Южном океане. Как она показала себя?

Фёдор Конюхов: Раз я тут, с вами, жив-здоров, значит, показала хорошо, выдержала натиск океана, доставила меня к намеченной цели и выполнила задачу, ради которой её проектировали. Ей досталось по полной программе — даже больше, чем мы рассчитывали. Вместо 100−120 дней я провёл в плавании на месяц больше — 154 дня, из которых 100 — это шторма. А каждый месяц в Южном океане, можно сказать, приравнивается к полугоду. Тем более что в этих широтах уже начиналась зима — снег, град и ощутимый холод.

Фото: Из личного архива/ Оскар Конюхов

— Вы сообщили из океана по спутниковой связи, что лодка трижды переворачивалась во время шторма. Как это произошло?

— Если быть точным, то 4 раза — три переворота подряд во время 12-балльного шторма и ещё один на подходе к архипелагу Огненная Земля, в проливе Дрейка. Там на мелководье поднялись крутые волны, метров по 8. Но хорошо, что каждый раз лодка опрокидывалась не через нос, а продольно, боком. Иначе она падала бы обратно в воду плашмя, и с корпуса наверняка сорвало бы антенны и оснастку. Но и без того к концу плавания из-за таких ударов отказало почти всё оборудование — слава Богу, работали рация и навигатор.

— Почему после подобных «кульбитов» лодка снова возвращалась на ровный киль? Что в эти минуты происходило с вами?

— Выручал математический расчёт, заложенный в конструкции: к примеру, в дно судна было заложено 100 кг свинцового балласта. Во время шторма я лежал в герметичном отсеке, в пологе, пристёгнутый на всю длину своего роста. Поэтому и не падал на крышу перевёрнутой лодки. Если бы упал, это не позволило бы ей вернуться в нормальное положение.

Фото: Из личного архива/ Оскар Конюхов

— Какой момент был самым тяжёлым?

— Когда на 106-й день путешествия лодку накрыла первая волна 12-балльного шторма. Океан слился с небом. Горизонт пропал. Не было ни океана, ни неба — сплошная летящая вода. Скорость ветра на порывах превышала 50 узлов (90 км в час). Но самую большую опасность представляли волны высотой свыше 10 м, которые обрушивались на лодку четырежды за минуту. Длина таких волн — 300−350 м, я называю их «утюгами». Эти горы утюжат океан, оставляя после себя белый пенистый след. Раз в 15 секунд такая гора проходила под днищем и устремлялась в сторону мыса Горн на огромной скорости. Лодка полностью утопала в ветровых пенистых гребнях. Этим штормом повредило ветроуказатель, контролировать лодку стало очень сложно, я боялся допустить ошибку и поставить судно бортом к волне — тогда переворот становился неизбежен.

И ещё одно сильное переживание, которое накрыло меня в этом плавании, — чувство полного одиночества. Не обычного, а какого-то космического, что ли. Миновав 48-й градус южной широты, я стал первым, кто на вёслах приблизился к океанскому полюсу недоступности — так называемой «точке Немо». Рядом с ней находится кладбище космических кораблей, куда сводят с орбиты и затапливают отработавшие свой срок спутники и космические аппараты. Это место считается самой пустынной зоной в Мировом океане. Отсюда до любой суши одинаково — 2688 км и до ближайшего корабля, может, тоже тысяча километров. Выходит, что ближайшие люди — это космонавты на МКС, пролетавшей надо мной на высоте «всего» 400 км.

Фото: Из личного архива/ Оскар Конюхов

— Вам удалось запечатлеть 10-метровые волны на камеру?

— Хотел бы, но это было невозможно: я лежал в своём пологе и молился: дожить бы до утра! Вот о чём думает человек в таком жёстком шторме — а не о том, как бы развлечь аудиторию на Ютьюбе. Сын Оскар сказал мне после плавания: «У тебя на фото только закаты, восходы и альбатросы. А где жесткач?» Но в шторм лишний раз не возьмёшь камеру в руки, там уже не до неё.

Пропустит ли стихия?

— Вы сказали, что эта экспедиция была самой тяжёлой из всех, в которых вы до сих пор участвовали. Почему?

— Потому что она оказалась самой сложной. Поясню на примере. Скажем, восхождение на Эверест тоже имеет очень высокую категорию сложности, но время риска там спрессовано, штурм занимает несколько дней. Полёт вокруг света на воздушном шаре — риск и возможность погибнуть каждый день, но всё-таки не месяцы, а примерно две недели. И даже когда ты идёшь на лыжах к Северному или Южному полюсу, поход продолжается 60 или 70 дней, но никак не 154 дня, из которых 100 дней — сплошные шторма. К тому же можно и в спокойную погоду получить травму или погибнуть. То есть получается 5 месяцев постоянного напряжения.

Я ходил вокруг света на яхте — но на таком судне тебя защищают прочный корпус, переборки, есть мачта и паруса. Даже если ты приболел, можно настроить их, и судно будет идти на автопилоте. А на вёсельной лодке ты совсем один на один с океаном, особо спрятаться некуда. Океаны под парусом в одиночку пересекли уже десятки людей, если не сотни. Но никто не проходил Южный океан на вёсельной лодке, хотя попытки были. Это же неспроста. По сложности это всё равно что совершить восхождение на Эверест в полярную ночь.

Фото: Из личного архива/ Оскар Конюхов

— Что оказалось труднее — «ревущие сороковые» или «неистовые пятидесятые»?

— Конечно, пятидесятые, потому что это на 10 градусов южнее и ближе к Антарктиде, а значит, тяжелее климат, и температура воды там уже не 10 градусов тепла, как в сороковых широтах, а 5 градусов, а то и меньше, и более жестокие шторма. Из-за ледяной воды в лодке было холодно, аккумуляторы разряжались очень быстро. В первый месяц плавания всё казалось не так жёстко, но когда я пересёк 50-й градус широты, то сразу почувствовал перемену: воздух стал морозным, руки и лицо начали мёрзнуть.

— Сколько приходилось грести в этом плавании? Вы говорили, что проводили на вёслах по 18 часов в сутки…

— Это было сказано про переход на вёсельной лодке через Тихий океан — из Чили в Австралию в 2014 г. Там я проходил на вёслах подчас по 15−18 часов в сутки — днём и особенно ночью, потому что в это время нет палящего солнца. В целом в этом плавании было 70% гребли, 30% — отдыха и штормовой погоды, в Южном океане — наоборот. Поэтому 5 лет назад я прошёл 9400 миль за 160 дней, а теперь 6400 миль фактически за тот же срок. Разница в 3000 морских миль — это целый Атлантический океан. Дни те же, а прошёл на целую Атлантику меньше. Именно потому, что не грёб, а штормовал: в шторм грести невозможно. Спал урывками по 4 часа в сутки.

— Говорят, что постоянно грести в таком плавании — выше человеческих сил.

— Я же не грёб всё время. Было так: 2 часа гребу, потом занимаюсь навигацией, снова гребу, посплю час-другой, гребу, приготовлю еду, гребу, ловлю рыбу… Кроме того, приходится всё время следить, чтобы не получить травму: удары волн такие, что весло может сломать ребро, выбить плечо, а если это произойдёт — ты окажешься нетрудоспособен и будешь лежать с переломом, беспомощный перед стихией. Стихия не пропустит тебя. А если рассчитать силы и не задаваться перед океаном, считая себя всемогущим, — тогда, может быть, и пропустит.

Фото: Из личного архива/ Оскар Конюхов

«Кому это нужно?»

— Еще говорят: мол, Конюхов совершил уже 50 экспедиций. Но кому это нужно? Зачем в 21 веке пересекать океаны на вёсельной лодке?

— Это нужно многим. Конкретные люди и компании спроектировали мою лодку, построили ее, оборудовали, предоставили экипировку для плавания, профинансировали его. Если проект выполнен — значит, он был нужен тем людям, которые в нем участвовали. Все мои путешествия, за редким исключением, финансировались частными лицами и компаниями, не государством. Попробуйте убедить, скажем, какой-нибудь банк дать денег на предприятие, которое ему не интересно. У вас ничего не получится.

Я отвечаю критикам: «Это моя мечта». Я хотел пройти Южный океан на лодке, и я его прошел, увидел, почувствовал, прожил. Но если мне помогли, значит, это было необходимо не только Федору Конюхову… Так бывает не всегда: например, хочу начать новое дело — облететь два раза вокруг Земли на воздушном шаре, и не могу пока найти на него финансирование. «Не стреляет». Мне говорят: «Ты уже облетел один раз, достаточно». С погружением в Марианскую впадину — то же самое. Частные инвесторы утверждают, что строить батискаф ради одного такого погружения — слишком дорого. Ученые тоже отказываются: «Там нет ничего такого уж интересного». Государству это тоже не надо. Но если бы я все-таки погрузился, то вопрос «Кому это нужно?» сразу бы отпал — потому что по факту в эту экспедицию вложились бы многие люди.

В океане я плыву один. Но не один готовлю и осуществляю свои проекты. Вокруг меня команда, человек сто — людей, которые не за зарплату работают, а увлечены собственными проектами, реализуют их через мои экспедиции. Помогая им, они вкладывают силы и в собственное развитие. К примеру, судостроители решают задачу: как построить уникальную «всепогодную» лодку, которой еще не было? Интересно же сделать такое, чтобы все обалдели. Они думают: «Для нас, как для верфи, это вызов». И все объединяются вокруг необычной задачи, потирают руки и говорят: «Ух ты!».

Кроме этого, я пересекаю не только океан, но и, образно говоря, границы человеческих возможностей, отодвигаю их еще дальше, за горизонт. И доказываю на своем примере, на что на самом деле способен человек. На самом деле, очень многие границы и барьеры — у нас в голове.

А вопрос «Кому это нужно?» задают люди, которые сами не смогли, или не захотели осуществить мечту, совершить в своей жизни что-то подобное — необыкновенное, выходящее за рамки привычного, и доказать, что они могут больше чем кажется. Они не решились сделать этот шаг — и поэтому завидуют тем, кто смог.

На борту специально спроектированной 9-метровой лодки Ф. Конюхова «АКРОС» находились 3 независимые системы выработки энергии (ветер, солнце и топливные картриджи), гибкие солнечные модули, энергоустановка на топливных элементах, два типа спутниковых телефонов, радиостанция, GPS-системы с разными источниками питания и дублирующие системы связи и навигации. В этом плавании Конюхов побил несколько рекордов, в т. ч. стал первым человеком на Земле, пересекшим Тихий океан с востока на запад и с запада на восток, и самым возрастным одиночным гребцом: в океане ему исполнилось 67 лет.

Это тоже интересно:

Понравился материал? Поделись с друзьями — нажми одну из кнопок ниже!
Хиты продаж и новинки
Самые лучшие цены на смартфоны
Комментарии
180
Маха Потапова
В ответ на комментарий от Аксёнов Андрей
Аксёнов Андрей
Однажды власть решила, что стране нужны герои и ракеты. Теперь у нас есть гиперзвуковая ракета, которая не может летать по законам физики и великий путешественник, перешедший океан вопреки математике, географии и физиологии. Чего стоит только его видео с этого "путешествия", когда он смачивает руки раствором марганцовки, чтобы "увлажнить". Для урякающих восхвалятелей у меня есть одно предложение - попробуйте сделать также, только для чистоты эксперимента разводите марганцовку в растворе морской соли, и пройдите на вёслах хотя бы часов десять, хотя бы по гребному каналу в Крылатском. У вас руки сточатся до локтей, гарантированно. Знаю о чём говорю. Гребные лодки разнообразные - увлечение с детства.
СсылкаПожаловаться
Мне тоже кажется, что все его россказни - художественный свист.
СсылкаПожаловаться
Маха Потапова
Вот уж врун искусный, жаль, что он невкусный....
СсылкаПожаловаться
Валерий Сороколет
Я восхищён и горд тем,что являюсь его соотечественником.Фёдор Конюхов-воплощение русского духа!
СсылкаПожаловаться
Оскар
Не слушай тех, кто не готов к полету, Они - бескрылы, их не жгут мечты. Оставь им рабство, выбери СВОБОДУ, Преодолей сомнения... ВЗЛЕТИ!!
СсылкаПожаловаться
ЛИДИЯ Казачихина
Удивительно выносливый человек ! Пусть у него все будет нормально !
СсылкаПожаловаться
Маргарита
ужас
СсылкаПожаловаться
Fedor Stadnik
В ответ на комментарий от Asatur История переписки2
Asatur
По югу Тихого океана как раз идут сильные течения в сторону Южной Америки, поэтому сносить там всегда будет в правильную сторону.
СсылкаПожаловаться
Сори ! По югу Атлантического океана. Ловил рыбу в тех широтах . Рыбы по потребности, штормов ( в летнее время в южном полушарии) примерно 30%. В проливе Дрейка ловили ледяную рыбу- всегда не меньше 7 баллов.
СсылкаПожаловаться
Равшан Усманова
В ответ на комментарий от Михаил Тимохов
Михаил Тимохов
И кому на хрен нужны его путешествия? Какую пользу обществу он своими путешествиями принес? Потешил своё самолюбие и не более. В общем -пустышка за чужой счёт.
СсылкаПожаловаться
А в статье ответ найти не пытался?
СсылкаПожаловаться
sergei stafei
В ответ на комментарий от INTOLERANT
INTOLERANT
Вот интересно, что сделали хоть немного подобное те людишки, которые поливают здесь д...рьмом? Злые, никчемные людишки... Генетический отброс
СсылкаПожаловаться
удивляет ,что их так много..
СсылкаПожаловаться
Glushkov Alex
И на что только не идёт патриот, чтоб не жить в России
СсылкаПожаловаться
Шева
А был ли он реально в точке Нэмо...
СсылкаПожаловаться
Tavovic
Так внятно никто и не сказал , для чего поц совершает свои сомнительные "подвиги")), кроме как из за бабла , а пиарить алчность , "плавающую"от материка к материку в непотопляемой консервной банке , с неограниченными сроками , просто занятие для глупцов .
СсылкаПожаловаться
woodyM®SailorАВ
В ответ на комментарий от Р История переписки2
Комментарий удален.Почему?
Ну а Вам чтобы быть еще умнее стоит попробовать выгребать против ветровых волн в шторм
СсылкаПожаловаться
woodyM®SailorАВ
В ответ на комментарий от Р История переписки2
Комментарий удален.Почему?
В Тихом не был,но атлантику и индийский пересекал много раз на судах...нет постоянных ветров,циклоны,антициклоны..Есть места в индийском где есть постоянные сезонные ветра
СсылкаПожаловаться
Бунтарь
В ответ на комментарий от Р История переписки6
Комментарий удален.Почему?
И да - я не жалуюсь на то, что "церковь сдачи не даёт" Просто я там ничего не покупаю.
Не понятно - это вы скаламбурили или я?)))
А вот вы, кстати, очень похожи на провокатора, способствующего пополнению комментов в теме. Да ну вас к чёрту!
СсылкаПожаловаться
Бунтарь
В ответ на комментарий от Р История переписки4
Комментарий удален.Почему?
А вы уверены, что означенные вами господа были верующими? А уверены, что молитва заменяла им знания по географии, навигации и помогала в экстремальных ситуациях?
Нет, меня не корёжит. Я даже недавно стал крёстным отцом - вы не поверите! Просто, когда Конюхов говорит, что плыл с божьей помощью - это ложь, а когда вы говорите, что Конюхов плыл с божьей помощью - это фанатизм. Ну чем вы отличаетесь от других сектантских фанатиков в данном случае?
СсылкаПожаловаться
Бунтарь
В ответ на комментарий от Р История переписки6
Комментарий удален.Почему?
Вы, видимо, экстрасенс - и отсутствие у меня мозга увидели и как я домой хожу. "Вот что крест животворящий делает!")))
Кстати, в инете сейчас можно что угодно увидеть, а вот в то, что Конюхов действительно делает то, о чём говорит и пишет, видимо нужно просто ВЕРИТЬ!
СсылкаПожаловаться
Бунтарь
В ответ на комментарий от Р История переписки6
Комментарий удален.Почему?
Так я не понял - мы на "вы" или таки на "ты"?)))
СсылкаПожаловаться
John Smith
В ответ на комментарий от Бунтарь История переписки6
Бунтарь
Подождите-ка! А компутер - это не бесовщина?)))
СсылкаПожаловаться
Это вот сложно. В теории - да, но если оно выгодно ПГМ-нутым, то тогда допустимо, да, вот такое оно - православное лицемерие. Особенно если оно отечественное, окроплено годной водой и имеет BolgenOS на борту. :D
СсылкаПожаловаться
Бунтарь
В ответ на комментарий от John Smith История переписки5
John Smith
Зачем ему спать, он же Конюхов! Так сказать - русский ответ на американского Чака Норриса, только с молитвой на устах. А за курсом следил компьютер Эльбрус. Очевидно же. :)
СсылкаПожаловаться
Подождите-ка! А компутер - это не бесовщина?)))
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Подпишитесь на нас