Проект беспилотного электробуса «КамАЗ-1221» проектирует совместно с научно-исследовательским автомобильным институтом «НАМИ». Шаттл не полностью автономный, он предназначен для передвижения по дорогам с твердым покрытием с использованием данных цифровых карт, систем навигации и органов технического зрения.
Задача организации удаленного управления беспилотным электробусом потребовала оперативного развертывания сети 5G на тестовой трассе в Казани. Только сеть пятого поколения может обеспечить моментальный отклик удаленного объекта.
Запас хода шаттла — 110 км. Максимальная скорость — 40 км/час, но по техзаданию она ограничена — 25 км/час. Шасси от «КамАЗа», однако все остальные компоненты — импортные. Представители автогиганта считают, что не ранее чем через три года можно будет выйти хотя бы на серийное производство.
Пилотная зона будет действовать в течение всех матчей чемпионата мира по футболу в Казани. Любой желающий может проехать часть пути по дороге от фан-зоны к стадиону «Казань Арена».
— Электробусы, самокаты, автомобили насытили рынок, — объясняет важность 5G-сети Сергей Бондаренко, директор по развитию сети Поволжского филиала «Мегафона». — Важнейший вопрос, как они будут в итоге общаться между собой и внешней средой. Тут важна быстрота реакции, команды должны достигаться мгновенно. Теоретически, мы пересядем на эти средства [передвижения] и пробки иссякнут навсегда. Зачем 5G? Есть устройство, есть сеть. Задача, чтобы они быстро работали.
Ожидать, что уже в ближайшее время в городах России начнут кататься беспилотные автобусы, не стоит. Тот же «КамАЗ-1221» максимально вмещает 12 человек.
— Из мегаполисов идет «выдавливание» автомобилей. Общественный транспорт будет преобладать, но автомобили 4-5 уровня автономности будут использоваться для коммерческих целей. Потому что компоненты дорогостоящие, — объясняет Алексей Гогенко, замгендиректора «НАМИ». — Данные транспортные средства будут достаточно дорогими, и мы будем разделять их в пользовании. На первом этапе это будут караваны: выстраиваются караваны грузовиков и ездят. Дальше это пассажирский транспорт. За горизонтом 30 годов эти автомобили вновь станут персональными.
На вопрос, какие проблемы ждут беспилотные шаттлы в других городах, кроме Москвы, Петербурга и Казани, Гогенко ответил:
— Нашему беспилотнику все равно, какого качества дороги. Если на дороге образовалась выбоина, яма, любые транспортные средства должны их объезжать. На нашем транспортном средстве есть лидар, который не только видит яму, но и анализирует ее глубину. Да, это факт, что что не все наши города подготовлены к беспилотным транспортным средствам, но правительство развивает инфраструктуру.
Представители автогиганта считают, что не ранее чем через три года можно будет выйти хотя бы на серийное производство. Сроки будут зависеть от заказов. Цену в «КамАЗе» тоже не называют.
Это тоже интересно: