Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискСмотриComboВсе проекты

Зачем при взлете нужно держать иллюминаторы открытыми

Каждый раз перед выруливанием самолета на взлетную полосу и приземлением старший бортпроводник по громкой связи предупреждает пассажиров о необходимости открыть шторки иллюминаторов. Неужели из-за закрытой шторки самолет может потерпеть крушение? Рассказываем, с чем связано такое требование экипажа.

Как появился иллюминатор

История иллюминатора как технического устройства уходит корнями далеко в прошлое. Впервые это слово появилось в словаре Даля в 1863 году и имело определение «толстое стекло в виде отрезка шара, вставляемое в палубу и в борты судов, для света». 

Фото: Depositphotos

В переводе с латинского слово «иллюминат» означает «озаренный», «просвещенный», «посвященный». 

Почему иллюминаторы имеют такую форму?

Иллюминатор исторически имеет закругленную форму. Первые иллюминаторы на нижних палубах кораблей представляли собой усеченную медную трубу со сферическим стеклом на конце, которая вставлялась в борт судна только по мере необходимости при помощи винтового устройства.

Устройство первых иллюминаторов. Фото: tsushima.su

В авиастроении такая форма обусловлена еще и с практической стороны. Благодаря округлой форме давление, которое действует на фюзеляж, распределяется более равномерно.

Поэтому закругленные иллюминаторы  оптимальны с точки зрения безопасности и аэродинамики. Нет углов, а значит, нет и так называемых концентраторов напряжения.  Особенно очевидно это стало после освоения первых пассажирских реактивных самолетов. Этот день настал 17 июля 1949 года. Реактивный пассажирский  самолет британской компании Comet совершил свой первый полет. 

Однако его колоссальный успех длился недолго. В 1954 году сразу две «Кометы»  потерпели крушение. Причиной крушения были названы иллюминаторы квадратной формы. Обшивка вокруг таких иллюминаторов имела некоторую угловатость из-за квадратной формы иллюминатора, что и привело к разрушению всего фюзеляжа. Погибло 56 человек.

Первый в мире реактивный самолет «Comet-1». Фото: retromodels.ru

Теперь вы знаете, что иллюминаторы округлой формы – это не прихоть дизайнеров, а продуманная разработка авиаинженеров. 

Зачем нужно держать шторки иллюминаторов открытыми?

Но неужели обычные пластиковые шторки могут повлиять на безопасность в полете?

Несмотря на то, что это влияние в большей степени косвенное, в аварийной ситуации открытые шторки могут сохранить вам жизнь.

Первая причина, по которой стюардесса просит вас держать шторки иллюминаторов открытыми при взлете и посадке – это естественное освещение за бортом. Воздушная безопасность требует выключать освещение салона воздушного судна при взлете и посадке. Это необходимо для того, чтобы глаза пассажиров привыкли к естественному освещению окружающей среды за бортом самолета.

А в случае аварийной ситуации вы сможете быстрее ориентироваться в новой обстановке. Кроме этого, в случае непредвиденной ситуации освещение снаружи может стать единственным источником света.

Фото: u-f.ru

Вторая причина следует из первой. Экипаж и пассажиры при взлете могут наблюдать, что происходит за бортом лайнера. Во-первых, это позволит самим пассажирам увидеть что-то подозрительное, например, при проблеме с двигателем или с обшивкой лайнера. А значит, они смогут быстрее проинформировать об этом экипаж. 

Но самое главное – в аварийной ситуации спасатели быстрее сориентируются в обстановке внутри салона, находясь снаружи лайнера на месте аварии или при экстренной эвакуации пассажиров.

Еще одна причина требования взлетать и приземляться с открытыми шторками – определение положения самолета в пространстве. Оно обычно сильно недооценено.

Пилотов специально обучают определять положение самолета в пространстве на тренажерах. А мозг обычного нетренированного человека, не приспособленный к полетам, очень легко теряет ориентацию в воздухе. 

По статистике около 15% авиационных происшествий происходят по причине визуальной пространственной дезориентации, появляющейся у пилотов.

Так например, всем знакомо ощущение излишнего крена в самолете. Чаще всего даже незначительный наклон самолета воспринимается нами как более сильный, чем на самом деле.

Такие ошибки восприятия присущи нашему вестибулярному аппарату. Кажется, что самолет слишком сильно кренится, хотя на самом деле он выполняет плавный поворот. 

В экстренной ситуации не лишним будет знать, в каком именно положении все-таки находится самолет, на суше он или в воде? Открытые шторки в этом помогут.

Помните, что любое требование экипажа – это не прихоть, а забота о вашей безопасности и комфорте. Летайте с удовольствием!

Это тоже интересно:

Во время загрузки произошла ошибка.
Поделись с друзьями — нажми на одну из кнопок ниже!
Обзоры новинок
Подробности о главных премьерах
Комментарии
20
Константин Ефремов
Летал самолетом много раз и на разных АН ТУ ИЛ и другие И обычно стюардесса говорила о ремнях безопасности и спасательных жилетах(не всегда) шторки это что то новое
СсылкаПожаловаться
Александра Переляева
Всё изложено правильно.
СсылкаПожаловаться
ffff
"Зачем при взлете нужно держать иллюминаторы открытыми". Идиёты! Иллюминаторы - не открываются. Открываются только шторки.
СсылкаПожаловаться
Olga
В ответ на комментарий от Юрий Куницкий
Юрий Куницкий
по роду своей службы пролетал почти 20 лет и об этом первый раз слышу
СсылкаПожаловаться
на чем летали то? на дельтаплане.
СсылкаПожаловаться
sUnset man
полный бред
СсылкаПожаловаться
Roma effRo
В комментариях как обычно идиоты
СсылкаПожаловаться
Народный Десигнер
Открывают, чтоб свою остановку не пролететь
СсылкаПожаловаться
GaryM
В ответ на комментарий от Виталий Кирничный
Виталий Кирничный
Первый в мире реактивный самолёт на фото, авторы конечно перестарались
СсылкаПожаловаться
Пассажирский.Об этом есть упоминание в тексте статьи.
СсылкаПожаловаться
zzz zzz
При посадке открывают шторки, чтобы в случае чего пилот мог спросить пассажиров: "слющай, кто дарогу знаит? покажищь !"
СсылкаПожаловаться
ДАРМИДОН ЕВЛАМПЫЧЪ
В ответ на комментарий от Пронин Николай Геннадиевич
Пронин Николай Геннадиевич
Шторки иллюминаторов при взлёте и посадке никто, по моему, и не закрывает. Всем хочется посмотреть, что там, за бортом, и притом заснять всё это на телефон...
СсылкаПожаловаться
Глядя как самолёт машет крыльями, чёт думается иллюминаторы излишни)
СсылкаПожаловаться
Виталий Кирничный
Первый в мире реактивный самолёт на фото, авторы конечно перестарались
СсылкаПожаловаться
Пронин Николай Геннадиевич
Шторки иллюминаторов при взлёте и посадке никто, по моему, и не закрывает. Всем хочется посмотреть, что там, за бортом, и притом заснять всё это на телефон...
СсылкаПожаловаться
Serge Medvedev
Написали про вытянутые иллюминаторы на всех современных самолётах.
СсылкаПожаловаться
Александр Телегин
Бред-иллюзии возникают у любого человека . даже у летчиков. И натренировать это невозможно. Просто у летчика много приборов пространственной ориентировки и летчик путем сравнивания показаний с разных приборов верит им а не своим ощущениям.
СсылкаПожаловаться
дмитрий
В ответ на комментарий от DarkLight
DarkLight
Ещё про бороды у пилотов объясните? Хотя догадываюсь, что это из-за кислородных масок!
СсылкаПожаловаться
все пилоты носят бороды в полете...вы просто этого не видите-но они клеят их перед взлетом себе...причина элементарная-по статистике крушений у бородатых пилотов на две трети меньше чем у безбородых.....вы можете не верить-но боробы традиционно отращивали по колено и самые первые авиаторы-чтоб они заменяли им шарфы когда их забудут дома..ведь летать с открытой кабиной очень холодно..но тут на помощь приходила борода
СсылкаПожаловаться
DarkLight
Ещё про бороды у пилотов объясните? Хотя догадываюсь, что это из-за кислородных масок!
СсылкаПожаловаться
DarkLight
В ответ на комментарий от дмитрий
дмитрий
это все второстепенные причины...есть еще одна причина по которой нужно чтоб в салоне были открыты илюминаторы...это духи самолета..везде живут духи и в самолетах тоже...самолетных духов называют -планерцами...чтоб не было при взлете или посадке буйства этих духов они должны видеть откуда взлетают или куда приземляются..
СсылкаПожаловаться
Лучшее объяснение из всех! А ещё лучше - им не наливать - чтобы не буйствовали!
СсылкаПожаловаться
дмитрий
это все второстепенные причины...есть еще одна причина по которой нужно чтоб в салоне были открыты илюминаторы...это духи самолета..везде живут духи и в самолетах тоже...самолетных духов называют -планерцами...чтоб не было при взлете или посадке буйства этих духов они должны видеть откуда взлетают или куда приземляются..
СсылкаПожаловаться
Юрий Маскаев
В ответ на комментарий от Юрий Куницкий
Юрий Куницкий
по роду своей службы пролетал почти 20 лет и об этом первый раз слышу
СсылкаПожаловаться
Летаю не часто,но каждый раз слышу из обьявлений в самолете
СсылкаПожаловаться
Юрий Куницкий
по роду своей службы пролетал почти 20 лет и об этом первый раз слышу
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Подпишитесь на нас