Зачем нужны эти «дырки» в асфальте и кто их делает?

Существует несколько версий предназначения таких отверстий. Кто-то на вопрос зачем в асфальте «дырки» объясняет это необходимостью компенсировать температурные расширения. Якобы такие лунки делают, чтобы во время смены климата в асфальте не появлялись различные дефекты в виде выпучивания и трещин. Другие говорят про необходимость наличия таких лунок в качестве дренажной системы для отвода влаги с поверхности дорожного покрытия. Третьи же объясняют, что «дырки» делают для того, чтобы проверить качество дорожного полотна и взять пробы для исследования. Что из этого правда, а что необоснованные домыслы — разберём в этой статье.

Все чаще в дорожном покрытии люди стали замечать идеально ровные круглые отверстия, просверленные рядом по 35 штук, иногда напоминающие по своему расположению то ли символ олимпиады, то ли знак биологической опасности, а иногда и просто просверленные хаотично.

Многим интересно узнать кто и для чего проводит буровые работы, а самое главное – почему их оставляют в таком виде и не заполняют асфальтом.

Нам приходилось слышать разные версии, вплоть до самых абсурдных и мистических. Говорят даже, что бабушки во дворах шепчутся, будто таким образом инопланетяне оставляют свои таинственные метки.

В действительности конечно все намного банальней.

Как говорится в известной поговорке, в России существует две проблемы.... И одна из них – это дороги. В борьбе с этой проблемой, требования к качеству дорожного полотна постоянно растут. Вместе с ними совершенствуются и методы их контроля.

Сегодня для того, чтобы подрядчику сдать объект и подписать акт приема-передачи строительного объекта, одного визуального контроля уже давно не достаточно. Сначала ему необходимо предоставить результаты лабораторного анализа дорожного полотна на соответствие его современным требованиям ГОСТ.

Для такого лабораторного анализа из дорожного полотна извлекают цельные куски в виде цилиндрических столбиков. Называются эти столбики керны, а инструмент по их вырубке и извлечению – керноотборником.

Керн. Фото: roadtm.com
Керн. Фото: roadtm.com

Это портативная бурильная установка, рабочей частью которой является алмазная коронка внутри стальной трубы. После того, как достигается необходимая для бурения глубина, специальные щипцы захватывают керн и извлекают его наружу.

Керноотборник. Фото: injstroyservis.ru
Керноотборник. Фото: injstroyservis.ru

Реже для взятия проб дорожные рабочие используют швонарезчик. В этом случае лунки получаются квадратной формы, так как рабочей частью такого инструмента является не цилиндрической бур, а алмазный диск.

Швонарезчик. Фото: krasnodar.diam-almaz.ru
Швонарезчик. Фото: krasnodar.diam-almaz.ru

Взятие проб обычно производят в течение нескольких суток после завершения укладки нового полотна. В случае, когда дорожное покрытие многослойное, лунку бурят на всю глубину асфальта.

Затем такую пробу увозят в лабораторию и исследуют на различные показатели, главные из которых — это плотность и гранулометрический состав асфальта. Если качество соответствует ГОСТ, данные лабораторного контроля заносят в акт приёмки работ для предоставления заказчику.

Теперь поговорим про остальные популярные теории.

Версия про компенсацию температурных расширений не выдерживает критики, так как если оставить такие лунки надолго, то это может дать обратный эффект. Со временем лунки заполняются дождевой или талой водой. Вода превращается в лёд и просто «рвёт» асфальт, а небольшое отверстие становится ямой.

Еще один миф — дренажные системы в виде отверстий. Для отвода влаги с дорог существуют более современные системы, включающие в себя водопоглощающие колодцы и дренажные кюветы.

Дренажная система. Фото: izhartezia.ru
Дренажная система. Фото: izhartezia.ru

Но удивительно в этом способе другое. Почему эти лунки чаще всего оставляют в таком виде? По правилам они должны заполняться смесью из битума и каменной крошки, так называемым холодным асфальтом.

Ведь одно дело, когда такое отверстие находится на шоссе, машинам они никак не вредят, водители их чаще всего даже не замечают. И другой вопрос, когда такие отверстия появляются на тротуарах, придомовых территориях и в парках.

К примеру, лунку засыпало опавшими листьями и вот уже ребёнок на самокате влетает в неё на полном ходу и получает травму.

К сожалению, этот вопрос пока так и остаётся риторическим.

Теперь и вы знаете – зачем на самом в асфальте дырки и кто их делает.

Это интересно: