Зачем в Советском Союзе хотели перегородить пролив между СССР и Аляской

Социалистический период существования России можно любить или ненавидеть, но ему точно нельзя отказать в масштабности проектов и смелости инженерной мысли. В СССР любили размах — не только в архитектуре и строительстве военных объектов, но и в идеях по масштабному преобразованию целых экосистем. Как в случае со всплывающей вновь и вновь идеей перегородить Берингов пролив, который разделяет нашу страну и США.

От России до Америки

Первые идеи что-то сделать с Беринговым проливом начали посещать умы русских людей еще во времена Российской империи. В конце XIX века как раз началась мода на освоение полярных территорий и того, что к ним примыкает. Газетчики мира следили за рискованными похождения Амундсена и Скотта, а адмирал Макаров мечтал пробиться к Северному полюсу напролом.

В этих условиях Берингов пролив тоже рассматривался как «высота», которую можно и нужно взять. Связать два континента мостом или туннелем — казалось бы, заманчивая идея. И вполне выполнимая, хоть и крайне ресурсоемкая. Но всегда было одно «но».

Расстояние между мысом Дежнева и Аляской составляет 86 км.
Расстояние между мысом Дежнева и Аляской составляет 86 км.Источник: Bering-museum

Проблема в том, что мало построить мост. Для того чтобы он в итоге окупился, необходимы дополнительные тысячи километров высококачественных дорог — что увеличивает объемы вложений.

Даже если бы деньги не были проблемой, стоит помнить, что гипотетический мост соединял бы, мягко говоря, не самые населенные части как России, так и США. Из-за этого интенсификация торговли все равно бы не произошла, а возить грузы по морю в рамках экономики XX века было сильно выгоднее.

Берингов пролив
Источник: Travelask

Подчинить климат

Так или иначе пролив продолжал привлекать пытливые умы изобретателей. Следующий подход к снаряду совершили уже с другой, не такой очевидной стороны. Речь шла о «разморозке» северных земель нашей страны.

Советский инженер Воронин предлагал улучшить климат Дальнего Востока, заблокировав поступление туда холодных вод из Арктики. Для этого он предлагал радикальный подход — засыпать Берингов пролив. Правда, у этого плана имелся серьезный недостаток. В случае уничтожения пролива, весь концентрировавшийся там холод хлынул бы в Европу, и последствия этого, в том числе, политические, ничего хорошего не предвещали.

Один из вариантов моста через Берингов пролив.
Один из вариантов моста через Берингов пролив.Источник: Topwar

Почти полвека спустя, уже в 70-е, советский ученый Борисов выступил с куда более затейливым планом. Новый проект был по-настоящему глобальным — извлечь из-подо льда все русское Заполярье. Ученый предлагал обуздать теплый Гольфстрим, «обогревающий» Европу. В идеале нужно было, чтобы течение ушло «на глубину», а на поверхности в Северном Ледовитом океане царили холодные воды.

Для осуществления задуманного Борисов предложил перегородить Берингов пролив дамбой, а затем откачивать с северной части на южную верхние, холодные, слои воды. Качать эти гигантские объемы должны были атомные насосы. Согласно расчетам Борисова, уровень Чукотского моря должен был постепенно снижался, а теплые воды Гольфстрима поднялись бы в наверх всего через шесть лет.

Дамба
Источник: Topwar

Правда, на строительство самой плотины ушли бы десятилетия, если не больше того. При этом сама природа подводных течений была еще недостаточно изучена. Совокупность всех этих факторов так и не позволила взяться за осуществление грандиозного проекта.