Отчаянная «Пиявка»: как итальянцы скрестили человека и торпеду

Линейные корабли — это сотни метров длины и десятки тысяч тонн водоизмещения. Вооруженные чудовищными орудиями калибра 305 миллиметров и выше, они могут строиться годами. На все это требуется прорва денег и квалифицированные рабочие. Обидно, когда такое чудище отправляется на дно благодаря восьмиметровой железяке, зарядам со взрывчаткой и нескольким смельчакам.

Человекоторпеда

Италия во время Первой мировой была молодой страной, а сами итальянцы — талантливыми и деятельными людьми. Но воевать у них получалось крайне посредственно. «Средний итальянец слишком любит жизнь, чтобы быть хорошим солдатом,» — рассуждал уже после войны германский военачальник Эрвин Роммель.

В этом правиле имелось некоторое количество исключений. Люди, в которых горячая воинственная кровь все-таки перевешивала южное жизнелюбие и заставляла постоянно испытывать себя и других на грани возможностей. Среди таких людей были знаменитости вроде Бенито Муссолинили или Габриэле Д’Аннунцио.

Или чуть менее известные, но оттого не менее интересные персонажи, одним из которых был майор Раффаэле Россети.

Раффаэле Россети.
Раффаэле Россети.Источник: Wikimedia

Он еще до войны носился со своей идеей человекоторпеды — оружия комбинационной игры, которое должно было перевернуть доску с фигурами и изменить баланс сил на море. Дело в том, что линкоры, крупнейшие и самые дорогие корабли Первой мировой, могли выдерживать очень большое количество попаданий как тяжелых снарядов, так и обычных торпед.

Россети предлагал использовать торпеду как транспортное средство. Если приделать к ней органы управления, то диверсанты в специальных подводных костюмах смогут незаметно подплыть на ней к вражескому кораблю, пока он беззащитно стоит на якоре в своей базе.

Одну из первых человеческих торпед спускают на воду для испытаний.
Одну из первых человеческих торпед спускают на воду для испытаний.Источник: Wikireading

После этого останется прикрепить к корпусу вражеского корабля заряды, привести в действие часовой механизм и исчезнуть. Затем последует мощный взрыв, и громадный линкор отправится на дно.

Наш герой в годы войны был начальником военно-морского арсенала в Специи. Кстати, сегодня в этом городе располагается музей, посвященный человекоторпедам. В силу работы недостатка в торпедах, квалифицированных рабочих и взрывчатке у Россети не было — хотя майору и пришлось регулярно ругаться с начальством из-за своей идеи.

Модель «Пиявки».
Модель «Пиявки».Источник: Invoen

Поэтому он вскоре создал готовую к применению человекоторпеду. Она достигала в длину восьми метров, имела водоизмещение в полторы тонны и могла нести 170-килограммовый заряд. Считалось, что два таких заряда, установленных в правильных местах, могут уничтожить линкор.

Торпеду окрестили «Пиявкой».

Сидячая утка

Проверять свое изобретение Россети решил лично. Целью был выбрана австро-венгерская база в Пуле (ныне — Хорватия), на побережье Адриатического моря. Вечером 31 октября 1918 года к порту скрытно подошли два итальянских торпедных катера, на которых имелось две «пиявки». Одной управлял сам Россети, а другой его тезка, лейтенант Паолуччи.

Австро-венгерский линкор Viribus Unitis в 1912 году.
Австро-венгерский линкор Viribus Unitis в 1912 году.Источник: Wikimedia

Обе «Пиявки», никем не замеченные, добрались до порта. Там диверсанты вместе со своими торпедами, надрываясь и пыхтя, преодолели волноломы и специальные сети, установленные против подводных лодок. И вот они добрались до главного приза — австро-венгерского линкора «Вирибус Унитис».

Он, правда, уже был не австро-венгерский. Империя к октябрю 1918-го разваливалась на куски. Флот передавался Государству словенцев, хорватов и сербов — будущей Югославии. «Вирибус Унитис» торжественно передали югославам буквально за несколько часов до появления Россети.

Он, конечно, обо всем этом не знал. Но даже если бы и знал, вряд ли изменил свое решение. Человекоторпеды были идеей фикс майора, да и Югославия все равно бы становилась соперницей Италии на Адриатике.

Гибель «Вирибуса Унитиса».
Гибель «Вирибуса Унитиса».Источник: Dishmodels

Успешно прикрепив одну мину к корпусу линкора и запустив часовой механизм, диверсанты попробовали было ретироваться, но были замечены. При этом никто так и не обнаружил торпеды, которые отнесло течением. Итальянцев втащили на борт того самого линкора, который они заминировали. Когда до взрыва оставалось совсем немного, Россети предупредил команду о минах, и все, кто был на палубе, тут же попрыгали за борт.

Но ничего не произошло — видимо, был неисправен часовой механизм. Тогда разъяренные после незапланированного купания моряки повторно затащили диверсантов на борт «Вирибуса Униса», намереваясь сделать с ними что-то нехорошее. И тут взрыв все-таки грянул. Линкор начал тонуть. Где-то в недрах корабля начался пожар, который в итоге добрался до артиллерийских погребов.

Гибель австро-венгерского линкора.
Гибель австро-венгерского линкора.Источник: Wikimedia

Прогремел мощный взрыв, корабль перевернулся и затонул. Вместе с ним отправился на дно и новоиспеченный командир югославского флота — хорват-де Подкапельски. Через какое-то время взорвался и пароход «Вена», к которому прибило одну из торпед с неснятой, но поставленной на таймер миной.

А Россети и Паолуччи выжили, получив звания, награды и выплаты за смелую операцию.